Спецпроекты • Партнерский материал • 12 ноября 2025

От Калининграда до Ставрополя: почему корпорации и инвесторы ищут таланты в регионах

От Калининграда до Ставрополя: почему корпорации и инвесторы ищут таланты в регионах


Раньше начинающие предприниматели были уверены, что за успехом нужно идти в Москву — как шел когда-то за знаниями Ломоносов. Сегодня их маршрут строится иначе. Талантливые стартапы все чаще остаются в родных городах, формируя новые центры деловой активности в стране.

Однако у регионального малого бизнеса есть своя специфика. Ему часто не хватает знаний, опыта и экспертизы. Эти пробелы постепенно заполняются благодаря господдержке, проактивным региональным властям, частным инвесторам и крупным федеральным корпорациям, которые увидели в регионах огромный потенциал.

«Инк» разобрался, как меняется деловой климат в разных городах России, почему конкурсы для предпринимателей открывают новые возможности для бизнеса и зачем МСП нужны наставники.

Раньше начинающие предприниматели были уверены, что за успехом нужно идти в Москву — как шел когда-то за знаниями Ломоносов. Сегодня их маршрут строится иначе. Талантливые стартапы все чаще остаются в родных городах, формируя новые центры деловой активности в стране.

Однако у регионального малого бизнеса есть своя специфика. Ему часто не хватает знаний, опыта и экспертизы. Эти пробелы постепенно заполняются благодаря господдержке, проактивным региональным властям, частным инвесторам и крупным федеральным корпорациям, которые увидели в регионах огромный потенциал.

«Инк» разобрался, как меняется деловой климат в разных городах России, почему конкурсы для предпринимателей открывают новые возможности для бизнеса и зачем МСП нужны наставники.

Изобретатели и мечтатели живут не только в столице — они разбросаны по всей стране. Сооснователь и партнер Kama Flow Евгений Борисов в интервью «Инку» говорил, что передовые российские технологии спрятаны в регионах, там, где никто их не ищет. Поэтому 70% инвестиционного портфеля Kama Flow — проекты, которые живут за пределами третьего транспортного кольца.

Региональные бренды сегодня становятся все громче: лимонад Lapochka из Челябинской области, 2ГИС из Новосибирской области (дубльгис или двагис — как правильно?), «Золотое яблоко» из Свердловской области и многие другие. Из небольших компаний региональные предприниматели делают бизнес с миллиардными оборотами, деловая активность растет — в провинцию за новыми идеями и связями едут крупные столичные корпорации.

Экосистема поддержки бизнеса: сколько предпринимателей живет в России

Экосистема поддержки бизнеса: сколько
предпринимателей
живет в России

Всего в Едином реестре МСП более 6,6 млн субъектов, из которых около 5,2 млн приходится на регионы. Доля МСП во внутреннем валовом продукте растет каждый год и в 2024 году почти достигла 22%. К таким показателям удалось прийти по нескольким причинам.

Во-первых, за последние годы предпринимательство становится популярнее — в первом квартале 2025 года число субъектов МСП достигло 6,7 млн. В четвертом квартале 2024 года их было 6,37 млн. При этом, по данным исследования платформы «Деловая среда» и сервиса «Работа.ру», почти треть опрошенных планируют открыть свой бизнес в 2025 году. Помогает деловому климату в стране также развитие бизнес-образования — недавно в Доброграде открылась международная школа «Горки», обучающая масштабированию бизнеса и развитию бизнес-навыков в целом.

В развитии бизнеса в разных областях свою роль играют и более системные изменения: региональные власти активно создают инфраструктуру для МСП, а крупный бизнес видит в этом потенциал для развития и возможность найти новых партнеров.

Корпорациям выгодно сотрудничать с перспективными предпринимателями: небольшие компании разрабатывают инновации, которые нужны крупным игрокам, а еще малый бизнес более гибкий — поэтому разрабатывает технологичные продукты быстрее, чем менее поворотливые гиганты рынка.

Оттолкнувшись от земли: как государство и корпорации влияют на предпринимательскую активность в регионах

Оттолкнувшись от земли: как государство
и корпорации влияют
на предпринимательскую
активность в регионах

Успехи малого и среднего бизнеса в регионах — это результат синергии, а не счастливая случайность.

Региональные власти, зная особенности своей области или края, создают особые условия: от налоговых льгот и технопарков до образовательных программ, адаптированных под специфику местных предпринимателей. Например, в татарстанской «Алабуге» резиденты получают освобождение от земельного, имущественного и транспортного налогов на 10 лет, а также пониженные ставки налога на прибыль. Новосибирский «Академпарк» предоставляет стартапам инженерную инфраструктуру и менторство, а в Калужской области работает целая сеть индустриальных парков, ориентированных на автопроизводство.

Крупный бизнес, в свою очередь, выступает системным партнером. Корпорации поддерживают МСП в регионах, помогая улучшать общий бизнес-климат в разных уголках страны. Они финансируют малый и средний бизнес, но даже деньги в этом случае не главное: важно, что топы делятся экспертизой и независимым взглядом со стороны.

Некоторые корпорации предоставляют МСП доступ к своим технологическим платформам. Также крупный бизнес часто сотрудничает с образовательными учреждениями: T2 в прошлом году подписал соглашение о сотрудничестве с частным колледжем подготовки IT‑специалистов IThub. Российский оператор мобильной связи проводит хакатон, а также мастер‑классы для студентов кафедры программирования и управления IT‑продуктом.

В рамках акселераторов и программ поддержки стартапы часто получают бесплатные консультации корпоративных юристов и финансистов. Они помогают «упаковать» бизнес: правильно оформить интеллектуальную собственность, составить бизнес-план и наладить отчетность.

Как это работает на практике

Как это работает
на практике

Популярная форма поддержки регионального предпринимательства со стороны крупного бизнеса — конкурсы среди стартапов и МСП. Они позволяют не только получить опыт и провести аудит бизнеса, но и выиграть грант.

Бизнес-ивенты также давно вышли за пределы Москвы. Один из таких конкурсов, «Бизнес Баттл», существует уже семь лет, и до сих пор он проводился исключительно в Калининграде — в этом году там прошел седьмой сезон. Показательно, что в 2025 году мероприятие впервые вышло и на другие регионы: оно прошло в Ставропольском крае (это первый сезон для региона), а в Республике Мордовия конкурс в самом разгаре — его финал пройдет в 2026 году. В каждом регионе участники соревнуются навылет и учатся анализировать рынок, разрабатывать маркетинговые стратегии, бизнес-планы и финансовые модели. Финалисты презентуют свои идеи перед наставниками, партнерами и спонсорами. Жюри выберет по пять победителей, каждый из которых получит свой приз. Но акцент организаторы сделали не на денежном вознаграждении, а на работе с наставниками: участники могут пообщаться с топ-менеджерам крупных компаний и перенять их опыт.

Артем Здунов

губернатор Республики Мордовия

Подобные инициативы, где предприниматели встречаются, учатся и обмениваются опытом, усиливают веру бизнеса в поддержку со стороны государства.

О том, как важны знания, говорит заместитель президента — председателя правления «ВТБ» Денис Бортников.

«Мы видим заинтересованность стартапов в качественной бизнес-экспертизе, поэтому в этом году поддерживаем проведение “Бизнес Баттла” сразу в нескольких городах России. Наша задача — предоставить начинающим предпринимателям не только финансовые инструменты, но и экспертные знания, которые помогут хорошей идее стать успешной и прибыльной. Как победа, так и участие в конкурсе позволит многим проектам стать еще более привлекательными и выйти за пределы региона», — подчеркнул он.

Владимир Владимиров

Губернатор Ставропольского края

Уверен, что конкурс станет ежегодным и займет свое место в региональной деловой повестке, помогая начинающим предпринимателям сделать первый шаг.

Александр Власов

Cоорганизатор «Бизнес Баттла»

Идея «Бизнес Баттла» появилась у нас в 2019 году. Помню, тогда все постоянно говорили о развитии бизнеса и о том, что стартапов в стране должно становится больше. Мы подумали, что мы сами хотели бы получить в начале свой карьеры? Конечно, это опытный наставник, который уже прошел через взлеты и падения.

Обучающую программу у нас начали вести не лекторы и не профессора, а именно наставники, крупные бизнесмены, которые способны поделиться своим опытом.

Наставники для бизнеса

Предприниматели сегодня действительно нуждаются в наставниках: менторы могут рассказать им о тех нюансах, о которых не написано учебнике ни на одном из бизнес-факультетов. Само явление наставничества давно вышло за пределы вузов, сегодня его называют важным элементом бизнес-акселерации в стране.

Каждый четвертый предприниматель обращался к бизнес-менторам — это выяснили в бизнес-клубе «Атланта» благодаря опросу 1 289 предпринимателей в возрасте 18–55 лет, которые проживают в городах-миллионниках.

Большинство предпринимателей (69%) отмечают положительные результаты после сотрудничества с менторами. Среди наиболее популярных запросов — разрешение конфликтов с деловыми партнерами (20%), оптимизация бизнес-процессов (19%), а также поиск перспективных направлений для роста компании (18%).

При этом 40% участников опроса считают поиск высококвалифицированного специалиста-наставника в России довольно сложной задачей.

Лечебный мат с янтарем и нейропсихология для детей

Удачное сотрудничество часто начинается с конкурсов и конференций. Поэтому опрометчиво думать, что предприниматели участвуют в публичных ивентах ради красивых фотографий на сцене, — там, за кадром, бизнес находит нового заказчика в лице крупной корпорации. Причем иногда в регионах на подобных мероприятиях можно найти бизнесы из самых неожиданных сфер.

Среди победителей и финалистов первого сезона конкурса в Ставрополе и седьмого в Калининграде — проекты из разных отраслей.

  • «АБВГДейка» (Ставропольский край) — сеть центров по развитию интеллекта для детей под руководством Светланы Ерощенко.

    Педагоги центров работают с детьми от года и до 14 лет, а упор в них сделан не на школьную программу, а на творческое развитие: в «АБВГДейке» есть художественная и музыкальная школы, проводятся уроки по раннему развитию, логопедии и нейропсихологии.
  • AmberTerm (Калининград), победитель, создавший тепловые маты с использованием янтаря — застывшей смолы древних деревьев. Каждый согревающий мат содержит по 900 г балтийского янтаря, добываемого в Калининградской области. Согревающие маты, содержащие этот камень, помогают расслабить мышцы и снять стресс.

    Калининград известен своим янтарем — это популярный городской бренд. Поэтому проект AmberTerm — хороший пример того, как бизнес учитывает особенности своего родного города.

Алексей Беспрозванных

Губернатор Калининградской области

Потребность в подготовленных предпринимательских инициативах в нашем регионе огромная, ведь малый бизнес обеспечивает занятость более 40% жителей Калининградской области.

Евгений Борисов

партнер инвесткомпании KAMA FLOW

В последние годы условия для ведения бизнеса в регионах выравниваются, потому что регионы применяют и замещают практики друг друга. Конечно, есть регионы-лидеры: здесь однозначно нужно выделить Москву, которая активно развивает предпринимательство, а также, например, Татарстан и Екатеринбург. Но вопрос тут, скорее, не в том, что в каких-то регионах власти делают больше для местного бизнеса, он, скорее, в самом экономическом потенциале, темпах развития регионов. Потому что на самом деле малый и средний бизнес сильно зависит от конкретной экономической конъюнктуры: если растет население, растет локальная экономика, то и бизнес в регионе тоже будет развиваться.

Что касается корпораций, я бы сказал, что в последние годы тут мы видим централизацию системы поддержки. Есть несколько сильных хабов, и корпорации, скорее, предпочитают работать через эти хабы и через те площадки, акселераторы, которые работают в этих хабах.