Джеймса Дайсона называют современным Эдисоном — за изобретательность. Его главное изобретение — циклонный пылесос (без мешка). В 1992 году Дайсон основал собственную компанию по производству бытовой электроники и за следующие 30 лет разработал беспроводной и цилиндрический пылесосы, сушилку для рук и безлопастный вентилятор. В марте Dyson всего за 10 дней разработал новый аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ) специально для больных коронавирусной инфекцией. Дайсон собирается подарить тысячи аппаратов разным странам. Inc. собрал правила бизнеса Джеймса Дайсона, которые сделали его тем, кто он есть.
В бизнесе в 50% случаев вы оказываетесь неправы. Но важно понять, когда вы свернули не туда, и исправить ошибку, а не переживать, верное ли ваше следующее решение или нет.
Я сделал 5127 прототипов своего пылесоса, чтобы получить нужный вариант. Потребовалось 5 лет. Каждая из 5126 неудач учила меня чему-то и привела в итоге к верному решению. Терпеть неудачи больно, но ничто так не побуждает к совершенствованию.
Любой новый продукт требует вдумчивой и скрупулезной работы, а затем — бескомпромиссного тестирования и постоянных улучшений. На это нужно время. Больше всего развитие инноваций сдерживает неумение людей терпеть.
Всех в какой-то момент жизнь опрокидывает: никто не достигает вершины гладко и беспрепятственно. Те, кто в итоге добивается успеха, в моменты падений говорят: «Хорошо, давай попробуем по-другому».
Если вы хотите создать новую технологию, попытка избегать рисков будет вас тормозить. Выбирая осторожность, компании рискуют остаться без плодотворных идей. Долгосрочные исследования и разработки, дорогие и зачастую полные ошибок, — единственный способ найти что-то новое.
Успех на 99% состоит из неудач. Довольствуйтесь ими и учитесь на них. Удача никогда не преподаст вам урок.
Я увлекся пылесосами, потому что видел, как люди их не любят. Фирмы не заботились о том, что производят: они просто копировали друг друга. Пылесос был просто предметом потребления.
Люди покупают тот продукт, который лучше. У меня не было цели заработать денег. Я лишь хотел сделать пылесосы лучше.
Если вы хотите идти другим путем, вам предстоит встретить множество людей, которые будут говорить: «Это не сработает». Игнорируйте советы «экспертов» и доверяйте внутреннему чутью. Мне много раз твердили, что моя идея не принесет денег. Нужно непреклонно верить в свою идею, чтобы наконец увидеть ее реализованной.
Когда я впервые представил пылесос без мешка, меня обсмеяли чуть ли не все производители бытовой техники. Несмотря на то что технология действительно работала, они продолжали защищать принятую модель рынка, где производство мешков приносило больше денег, чем сами пылесосы.
Многие люди сдаются, когда им кажется, что весь мир против них, но это лишь повод двигаться усерднее. Это как в беге. Когда у тебя все болит и хочется остановиться, значит, настала пора выложиться на полную мощность. Часто в таких случаях до успеха остается совсем немного.
Нас всегда учат, как правильно. Но, если вы хотите найти то, чего другие не смогли, делайте прямо противоположное. Идите навстречу неудаче, начиная немыслимое, сомнительное, опасное предприятие, и наблюдайте, как ваши ошибки открывают для вас новый путь.
Инновации рождаются из неправильного мышления. Те, кто идут по принятым схемам, проходят тот же путь, что и все. Неправильный путь ведет к ошибкам, из которых вы и можете вытащить оригинальные идеи. Они воплотятся в жизнь, если мы возьмем на себя смелость идти иначе, быть открытыми ко всему и не бояться неудач.
Я часто думаю об абсолютно глупых идеях — о том, чтобы сделать что-то неправильно. И это часто работает, потому что только так ты можешь найти подход, который до тебя никто не применял.
Никогда не знаешь, куда тебя приведут эксперименты. Иногда технология может стать решением совсем не той задачи, над которой вы работали. Инженеры Dyson искали новые способы применения «воздушного ножа», пропуская его в маленькие отверстия на большой скорости. Ничего из этого не вышло. Но как-то раз у одного из работников были мокрые руки и «воздушный нож» прекрасно их высушил (так появилась сушилка для рук Dyson).
Нанимайте неопытных. Молодежь не обременена годами опыта и еще не понимает, как правильно, а как — нет. В инженерном деле не бывает протоптанных троп. Ты стараешься, терпишь неудачу, потом исправляешься и снова терпишь неудачу.
Неопытные люди пытаются сделать невозможное или, казалось бы, неразумное, и их решения работают. Мне нравится нанимать молодых людей: они смелее.
Я совершил большую ошибку, не запатентовав на свое имя одно из своих первых изобретений — строительную тачку на шаровом колесе. У меня не было денег, и нужны были инвесторы. Я передал патент одной компании — по сути, отдал права на свое изобретение. Потом меня выкинули за борт без какой-либо компенсации, а технологию продали другой компании. Это стало для меня жестким уроком.
Если бы не было патентов, никто не стал бы тратиться на R&D. Когда есть патенты, конкуренты не могут скопировать идею, они вынуждены думать самостоятельно. Так вместо одного новатора мы имеем две-три компании, пытающихся сделать что-то новое.
Хорошие идеи сложно хранить в секрете. Когда совершаешь прорыв, ты чувствуешь, что обязан всем об этом рассказать. Но как только идея становится достоянием публики, ее уже нельзя запатентовать. Пустая болтовня может выдать секрет вашего изобретения. Если вам нужен совет, составьте договор о неразглашении.
Разработать новую технологию довольно тяжело, еще тяжелее — защитить ее. Компания Dyson тратит миллионы фунтов на R&D. Мы крепко защищаем интеллектуальную собственность. Это более 3 тыс. патентов более 500 инноваций.
Если молодые компании не могут защитить свои изобретения, их труд становится неблагодарным. А их открытиями пользуются «безбилетники». Изобретатели должны бороться за свои идеи.
В историях быстрого успеха — например, как у Facebook, — легко проглядеть такую вещь, как долгий и упорный труд. Чтобы стать успешным за одну ночь, надо работать годами. Я проверил это на себе.
Быстрого скачка вперед не бывает. Есть только неумолимое упорство, а в конце пути вы можете сделать вид, что это был «квантовый скачок».
Требуются годы, чтобы разработать хороший продукт и привести его в надлежащий вид. Люди привыкли к немедленному удовлетворению своих желаний. Мы восторгаемся мгновенным блеском — легким и быстрым успехом. А нужно восхищаться теми, кто упорно трудится и в конце концов достигает результата.
Путь изобретателя — это непрерывные стоны, бессильное битье кулаками в стену и царапины на голове.
Фото: The Royal Society, Dyson