С чистого листа: как работают литературные агентства в России

Взлететь • 13 августа 2025

С чистого листа: как работают литературные агентства в России

С чистого листа: как работают литературные агентства в России

Текст: Евгений Соркин, Ксения Темникова

Фото: Unsplash


В западных странах у каждого мало-мальски известного писателя есть свой агент, как у музыкантов или актеров. В сфере литературы все сложнее: например, в России рынка услуг для авторов до недавних пор фактически не существовало. Одним из первых игроков стал проект «Литагенты существуют», который за четыре года вырос с выручки 1,2 млн до 16,1 млн руб., обслужив почти 2 тыс. авторов. Особенность бизнес-модели — работа не только с признанными писателями, но и с дебютантами, плюс полное сопровождение от идеи до продвижения готовой книги.

В западных странах у каждого мало-мальски известного писателя есть свой агент, как у музыкантов или актеров. В сфере литературы все сложнее: например, в России рынка услуг для авторов до недавних пор фактически не существовало. Одним из первых игроков стал проект «Литагенты существуют», который за четыре года вырос с выручки 1,2 млн до 16,1 млн руб., обслужив почти 2 тыс. авторов. Особенность бизнес-модели — работа не только с признанными писателями, но и с дебютантами, плюс полное сопровождение от идеи до продвижения готовой книги.

Настя Дьяченко получила два высших образования: по специальности «журналистика» в Московском государственном университете печати и «прикладная информатика в экономике» в Московском государственном институте приборостроения и информатики (МГУПИ). Но в выборе профессии сыграла роль детская любовь к книгам: на старших курсах Дьяченко устроилась в издательский центр «Академия», который специализировался на учебной литературе. Этот опыт дал ей понимание издательских процессов изнутри — от редактуры до работы с авторами — и стал отправной точкой для дальнейшего развития в книжной индустрии. Позже она работала в одном из ведущих издательств России — в «МИФе», где встретила много перспективных авторов, которые хотели, чтобы их заметили, но не знали, как это реализовать.

К 2020 году у Насти было уже восемь лет опыта в издательской индустрии и понимание, с какими трудностями сталкиваются авторы. Тогда она основала собственный проект — литературное бюро «Литагенты существуют». За короткое время оно выросло в устойчивый бизнес и стало площадкой для поддержки писателей: от дебютантов до опытных авторов.


«Литагенты существуют» в цифрах:

1,2 млн руб. — выручка за апрель — декабрь 2020 года.

3,8 млн руб. — выручка за 2021 год.

35–40 — число клиентов за 2021 год.

6,1 млн руб. — выручка за 2022 год.

450 — число клиентов за 2022 год.

8,6 млн руб. — выручка за 2023 год.

700 — число клиентов за 2023 год.

16,1 млн руб. — выручка за 2024 год.

5,2 млн руб. — чистая прибыль за 2024 год.

935 — число клиентов за 2024 год.

Источник: данные компании



«Литагенты существуют» в цифрах:

Источник: данные компании


1,2 млн 

руб. — выручка за апрель — декабрь 2020 года


3,8 млн

руб. — выручка за 2021 год


35–40

число клиентов за 2021 год


6,1 млн

руб. — выручка за 2022 год


450

число клиентов за 2022 год


8,6 млн

руб. — выручка за 2023 год


700

число клиентов за 2023 год


16,1 млн

руб. — выручка за 2024 год


5,2 млн

руб. — чистая прибыль за 2024 год


935

число клиентов за 2024 год.

Как пришла идея

Во время работы в «МИФе» Настя часто сталкивалась с проблемой невыстроенной коммуникации между авторами книг и издателями. В разгар пандемии в 2020 году Дьяченко решила, что знает, как разрешить ситуацию. «Это был такой момент: сейчас или никогда. Я не придумывала проект. Это была идея, в которую я поверила», — вспоминает она.

На тот момент в России работали лишь несколько литературных агентств, которые сотрудничали только с уже признанными писателями и продавали их права за границу. Были и продюсерские центры, которые, по сути, создают книгу за автора. А института, который бы на потоке поставлял авторов на российский рынок и помогал им развивать свою карьеру, не существовало.

«Литагенты на Западе двигают рынок к развитию, потому что они отстаивают интересы своих авторов, создают тем самым конкуренцию между издательствами. У нас пока такой конкуренции нет. Есть контакты, и автор соглашается часто в меру своего незнания, в меру мечты, на то, что есть. И мне хотелось это изменить, сделать эти условия более справедливыми, чтобы рынок был автороцентричным, а не издателецентиричным, потому что без автора книги бы не было», — объясняет Анастасия.

В апреле 2020 Дьяченко разместила на своей странице в Facebook (принадлежит запрещенной в РФ компании Meta) пост о запуске нового проекта и предложила авторам нон-фикшена свои услуги в качестве литературного агента. По ее словам, к ней «выстроилась очередь из авторов бизнес-литературы, селф-хелпа, популярной психологии и саморазвития». Посыпались запросы на консультацию.

«Книжный рынок в России маленький, гонорары у авторов очень скромные, а литагентов, которые работают именно с нонфикшеном, не было. Все были удивлены, ведь литагентства — это же только на Западе, а у нас попытка создать такой проект казалось авантюрой».

Когда Дьяченко проанализировала рынок авторов, она обнаружила тысячи потенциальных клиентов, которые пишут книги, но ни с кем не работают.

Первый продукт

Первым и главным продуктом проекта стали консультации для авторов, помогающие им оценить потенциал книги для книгоиздания. Актуальным был и запрос на менторство, полное сопровождение автора в процессе написания. Третья базовая услуга — персональный агент для автора с уже имеющимся портфелем книг: это посредник не только между автором и издательством, но между всеми игроками на рынке.

«Это был очень счастливый период моей жизни. Очень хорошо помню, как я могла в ночи делать какую-то презентацию для автора. Я по-настоящему кайфовала от своей работы».

Финансовых вложений в проект на старте не потребовалось — Анастасия сразу приступила к работе, и уже она принесла доход, который и стал капиталом для первых инвестиций: «Мы вкладывали свой опыт, знания и экспертизу в консалтинг, — рассказывает она, — и доходы с консультаций инвестировали в развитие бюро».

Первые клиенты

Первой клиенткой бюро стала Нина Зверева — медиатренер, спикер и автор множества книг. На момент начала сотрудничества с бюро у нее уже было 11 изданных книг, однако они не приносили ощутимого дохода.

Первая задача агента издающегося автора — провести аудит контрактов, условий и роялти за прошлые периоды. Это позволило выстроить новую стратегию взаимодействия с издателями и добиться пересмотра условий.

Параллельно началась работа над укреплением личного бренда Нины. В проект вошел PR-эксперт, который помог перезапустить Instagram-аккаунт (принадлежит запрещенной в РФ компании Meta), доведя его до 130 тыс. подписчиков. Нина стала постоянной участницей ключевых книжных событий, таких как ярмарка Non/fiction, а «Альпина» превратилась в ее основного партнера.

За четыре года сотрудничества продажи книг Нины выросли в 2,5 раза, портфель пополнили 16 новых изданий в «Альпине» и «Клевере», а еще пять книг находятся в работе. Книги серии «Навыки будущего» переведены на украинский и китайский языки. А еще сбылась мечта Нины — книга «Семья что надо» вошла в региональную программу подарков молодоженам через ЗАГСы Нижегородской области.

Появление команды и рост бизнеса

Поначалу Настя работала «на себя» и у нее практически не было расходов, кроме оплаты Zoom, Calendly и еще пары необходимых сервисов. Потребности в выстраивании более сложной бизнес-модели просто не было. По приблизительным оценкам самой предпринимательницы, на своих личных услугах за первые полгода существования проекта ей удалось заработать примерно 1,2 млн руб. выручки.

Вскоре к Дьяченко присоединились коллеги из «МИФа»: Екатерина Тихонова, которая занималась в издательстве продвижением книг и взаимодействием со СМИ, шеф-редактор направления детской литературы Алена Яицкая.

Проект стал работать как платформа с командой экспертов. Так продолжалось около года. «В конце 2021 года мы поняли, что растем, у нас много идей и планов на будущее. Тогда решили подходить к развитию проекта более „бизнесово”», — вспоминает Алена Яицкая.

Из «Литагентства Насти Дьяченко» проект превратился в бюро «Литагенты существуют». К 2022 году работа проекта выстроилась следующим образом: внутри агентства функционировали четыре экспертных направления — продвижение, нонфикшн для взрослых, художественная литература для взрослых и детские авторы. В бюро появился финансовый учет, партнеры начали инвестировать в развитие бизнеса и уже точно знали, сколько клиентов через них проходит.

Ценность поддержки

Однако никто не мог предсказать, что на пути к реализации планов предпринимательницам придется столкнуться с очередными трудностями.

После февраля 2022 рынок резко изменился. От сотрудничества с россиянами отказались многие иностранные издательства, а всемирно известные авторы перестали выпускать книги в России. Но Дьяченко с командой нашли в сложившейся ситуации и плюсы.

«В какой-то момент мы увидели, что происходящее может быть неожиданно полезным для книжного рынка. Издательство оказывается в условиях, когда отечественному рынку нужны свои авторы, а не те, которых продают иностранные партнеры».

Литагенты морально поддерживали аудиторию как могли. Некоторые начинающие писатели на фоне политических событий находились в растерянности.

«Во второй половине марта мы уже запустили наш самый большой проект „Питчинги” для авторов, который планировали еще с конца 2021 года, — вспоминает Яицкая. — Тогда мы поняли, что жизнь продолжается и не менее важно продолжать работать».

Именно поддержку Настя Дьяченко считает главным УТП своего проекта. «Творчество — очень ранимый и уязвимый процесс, автора легко травмировать», — резюмирует предпринимательница.

Так произошло с Катей Тюхай. Ее дебютный роман «Девочка со спичками», вышедший в «Астрель-СПб», стал первым проектом продюсерского центра агентства. Автору было непросто справляться с критикой. Команда оказывала Кате всестороннюю эмоциональную поддержку. Также задача стояла комплексная: организовать узнаваемое присутствие книги на ключевых площадках — от медиа до книжных клубов и блогеров. За полгода команда обеспечила 90 публикаций в подкастах, телеграм-каналах, TikTok, YouTube и на мероприятиях, собрав совокупный охват в 500 тыс. просмотров.

Также «Литагенты» запустили проект «Будь автором» — сообщество для писателей в Telegram. На базе комьюнити были созданы созданы чаты с опытными модераторами, команда начала организовывать мастер-классы и воркшопы для его участников.

Членство в сообществе платное: доступ можно приобрести на месяц, три месяца, полгода и год. Внутри участники получают доступ к насыщенной образовательной и поддерживающей программе: вебинары от писателей, редакторов, юристов, психологов, а также экспертов из команды «Литагентов». Сообщество включает мастер-майнды, онлайн-коворкинги, писательские трекеры и отдельные чаты — как для общения, так и для продвижения книг.

Выход из кризиса

Кризисный год проект закрыл с рекордной на тот момент выручкой в 6,1 млн руб. Благодаря этому значительно увеличился клиентский поток — за 12 месяцев 2022 года через бюро прошли около 450 клиентов. Сегодня через бюро прошло уже почти 2 тыс. авторов.

В 2023 году литагенты протестировали новое направление: внутри бюро появился продюсерский центр и авторам начали предлагать услуги PR-продвижения.

«Автор приходит с запросом, текстом или идеей, и мы прокладываем его писательский путь к цели. Иногда это консультация, иногда — менторство, иногда — продюсирование. В каких-то случаях авторы готовы работать сами и идут к нам в сообщество, иногда им нужно попасть в издательство и они идут на “Питчинги”», — говорит Настя.

По ее словам, чаще всего предлагают книги по популярной психологии в нонфикшне и эскапистские жанры и современную прозу в художественной литературе.

Первый этап — оценка коммерческого потенциала автора: «выстрелит» ли произведение и стоит ли автору тратить время на воплощение идеи. «Мы советуем, что стоит доработать (это можно сделать также с нашими менторами). Если рукопись доработана и удовлетворяет нашим параметрам качества, мы можем взять ее и отнести в издательство», — объяснила Яицкая.

По мнению предпринимательниц, сегодня профессия литагента на рынке уже не новинка: издательства, критики, блогеры и другие участники рынка знакомы с их работой и отмечают, что работать с автором через агента зачастую удобнее, а рукописи, полученные через них, более высокого качества, чем самотек.

Команда «Литагентов» тестировала разные форматы, в том числе рассматривали создание писательских курсов, образовательных вебинаров. Однако быстро стало понятно, что это не то направление, в котором проект будет развиваться: «Мы, скорее, про менторско-профессиональное сопровождение автора — помогаем построить карьеру, найти произведению лучшего издателя, понять, как лучше себя позиционировать, и так далее».

По словам Дьяченко, она и ее команда учатся быть предпринимателями до сих пор — путем проб и ошибок. Но казавшийся когда-то авантюрой проект стал узнаваемым и прибыльным.