Долю в строительной компании «Земельные технологии» Косых продал после кризиса 2008 года. В качестве эксперимента решил заняться спортивным бизнесом и в 2009 году открыл клуб «Физика», после чего отправился в Европу и США, чтобы познакомиться с производителями тренажеров. В Германии предприниматель увидел автоматизированные фитнес-центры McFit: за счет экономии на персонале клиенты получали доступ к качественной спортивной инфраструктуре всего за 19 евро в месяц.
— Меня заразила эта идея. Я решил, что именно этого не хватает в России, — вспоминает Косых.
Вернувшись в Россию, он попытался превратить «Физику» в клуб с похожей концепцией, но идея не пошла. Во-первых, не у всех были банковские карты, а по задумке все расчеты должны быть безналичными. Во-вторых, создание электронной системы учета обходилось слишком дорого. Тихон понял, что автоматизировать управление клубом рано, и решил продавать абонементы как все — через агентов. «Физикой» он занимался четыре года: к концу 2014-го, когда в сети было пять фитнес-клубов, Косых вышел из проекта.
— Я не хотел выходить, но появился новый инвестор. Партнер предложил мне либо выкупить его акции, либо продать долю. Теперь не жалею, что продал и получил деньги, — рассказывает Тихон.
Сумму сделки Косых не раскрывает. Часть тех денег он вложил в несколько фитнес-стартапов. Среди них был казанский «Классфит» по онлайн-продаже абонементов в спортзалы города — оказалось, что «в регионах это вообще никому не нужно». И Wemble — сеть поиска персональных тренеров и фитнес-клубов, которые пустят к себе потренироваться (они не пускали).
— Через год я понял, что просто онлайн-бизнес в этой сфере не эффективен: нужно совмещать интернет и офлайн. Так я решил создать новый проект на рынке доступных и технологичных фитнес-клубов.
Первая Raketa открылась в январе 2017 года в торговом центре «Мари» в Марьино, помещение оборудовали полгода. В течение первых двух недель в клуб записались более 1000 человек. Вторая Raketa откроется 25 февраля в ТЦ «Колумбус» возле станции метро «Пражская», а до конца года появятся еще пять.
В концепцию вошло всё, что не получилось создать в «Физике». Разработка IT-платформы обошлась в 5 млн рублей. Программисты работали над ней с февраля 2015 года.
Пропуск, ключ к шкафчикам и платежный инструмент — браслет на основе бесконтактной технологии — выдают при регистрации.
Абонемент и дополнительные услуги, например личные тренировки, клиенты покупают в личном кабинете на сайте. Абонемент на первый месяц стоит 4 500 рублей, а затем — 1500 рублей в месяц. Сейчас распространена система годовых абонементов, но помесячную оплату могут позволить себе гораздо больше людей, убежден Косых.
Держать низкие цены Косых собирается за счет экономии на персонале: поскольку все услуги оформляются онлайн, в клубе работают всего несколько сотрудников. Зато на тренажерах экономить не стали: для первого клуба их закупили 200 штук (в том числе 70 силовых) у американских компаний Life Fitness и Hammer Strength на сумму почти 100 млн рублей.
Чтобы сделать клуб дружелюбным для клиента, Тихон разбил пространство на несколько территорий, отгородил зону для кросс-фита, поставил стойку электронной информации и автоматы с водой и закусками. В зале оборудовал полки с розетками для зарядки гаджетов и даже позаботился о качестве селфи, которые будут делать клиенты.
— В других фитнес-клубах свет падает сверху, и у вас вечно на фото синяки под глазами. А у нас свет снизу — и вы выглядите гораздо лучше.
А по вечерам в будни в Raketa играет диджей, который ставит треки в зависимости от настроения публики.
В августе 2016 года Raketa привлекла 320 млн рублей инвестиций от «фонда из ближнего зарубежья» (его Косых не называет) — деньги ушли на открытие первых двух клубов. В этом году Raketa планирует провести второй раунд инвестиций и в ближайшие три года расширить сеть до 17 клубов в Москве и области, а параллельно запустить франшизу в регионах.
Косых решил размещаться в крупных торговых центрах, чтобы получить большую площадь по привлекательным ставкам.
— Кризис выгнал всех арендаторов, особенно на верхних этажах, а хороший фитнес-клуб привлекает до 1500 человек в день, причем по будням, а не в выходные, как большинство кинотеатров. В ближайшее время мы увидим, как ТЦ соревнуются между собой, приглашая операторов фитнес-клубов. Посетители, жующие на фуд-кортах, увидят, как другие тренируются, и сами увлекутся идеей.
Некоторые зоны Raketa будет сдавать так называемым сателлитам, к примеру, йога-студиям, тренерам по боксу и другим преподавателям. По задумке студии будут снимать в Raketa залы для разовых занятий: это дешевле, чем арендовать отдельное помещение.
Похожая система придумана и для персональных тренеров: они трудятся в свободном графике как ИП и платят ежемесячную аренду — 50 000 рублей (но если провести 150 тренировок в месяц, ее можно не платить). Индивидуальное занятие, которое можно оформить на сайте Raketa, стоит от 500 за 30 минут до 3000 рублей за час. Цены на свои услуги тренер устанавливает сам и не может их изменять в течение месяца. В фитнес-клубе в Марьино по этой схеме работают 8 тренеров.
— В ближайшие годы российский рынок фитнеса вырастет минимум в пять раз, — уверен Косых. — Сегодня в нашей стране занимаются спортом 3,5–4 млн человек, а потенциально это аудитория 15 млн человек.