Взлететь • 5 мая 2022
Миллиарды на интернет-маркетинге: история агентства «Риалвеб», пережившего четыре кризиса
Миллиарды на интернет-маркетинге: история агентства «Риалвеб», пережившего четыре кризиса
Текст: Джейхун Мамедов
Фото: Дарья Малышева и «Риалвеб»
«Риалвеб» — одно из немногих агентств на российском рекламном рынке, которое сумело вырасти до миллиардных оборотов без помощи глобального партнёра. Локальная экспертиза и собственные разработки в части перфоманс-маркетинга позволяли компании отвечать на кризисы новым ростом, привлекая всё больше новых клиентов. Среди них — ВТБ, re: Store, hh.ru, «Эвалар», «Перекрёсток» и другие. Зачем менеджеры агентства ходили на встречу с клиентами с двумя ноутбуками, как Николай Давыдов убедил основателей в том, что им нужны инвестиции, и почему новый кризис для диджитала хуже предыдущих — в истории Inc.
Компьютер с рубильником
В 1998 году, когда по России ударил кризис, Василий Лазука учился на третьем курсе факультета менеджмента СПбПУ. Раз в год родители присылали ему деньги на ежедневные расходы. После скачка курса рубля сумма, предполагавшаяся на год, сократилась в несколько раз. «Я посчитал, что еды хватит только на несколько месяцев, а дальше вообще непонятно, на что жить», — вспоминает Лазука.
Его однокурсник и друг Максим Виноградов, как и Лазука, увлекался компьютерами и умел с ними работать (на этой почве они подружились). Идеи начать бизнес, связанный с компьютерными технологиями, у друзей возникали не раз, но не хватало стимула. Попытки трудоустроиться в кризис ни к чему не приводили. Оставалось два варианта: продавать товары в электричках, — утрирует Лазука, — либо наконец делать что-то своё. Выбор пал на второе.
О запуске интернет-агентства речи не шло. Реклама в интернете в то время сводилась к тому, что компаниям просто нужны были одностраничные сайты-визитки. Лазука и Виноградов взяли это на вооружение и начали их делать. По факту, они создавали веб-студию.
Чтобы не тратить деньги на регистрацию ООО, партнёры купили ненужное юрлицо у компании, бухгалтером которой была мама Виноградова, и переименовали его в ООО «Риалвеб». Помещение для офиса нашли через маму одногруппницы. Та работала в агентстве недвижимости, которое согласилось предоставить место в агентском зале взамен на сайт.
«Это была чисто стартаперская тема — без денег, на одной идее. Нам отдали старый компьютер, потому что было жалко выкидывать. У него монитор включался рубильником», — рассказывает Лазука.
Больше полугода веб-студия, созданная на коленке, перебивалась мелкими заказами. Участие в тендерах крупных компаний ни к чему не приводило. Партнёры уже подумывали оставить бизнес и устроиться на работу. Но внезапно пришёл положительный ответ от компании «Максидом», в тендере которой участвовал «Риалвеб». Весной 1999 года веб-студия получила первый крупный контракт на написание полноценного сайта. По словам Лазуки, заполучить такого клиента было важно с точки зрения имиджа: «Максидом» открыл в Петербурге первый магазин в формате гипермаркета, став своего рода новатором рынка.
Партнёры выполнили заказ, сделав компании «нарядный» сайт. После этого начали приходить новые клиенты со словами: «Мы хотим сайт, как у „Максидома“». Цена заказов варьировалась от $1 тыс. до $5 тыс.
Среди новых заказчиков была компания «Браво Интернешнл», владевшая крупнейшим пивоваренным заводом. Ей руководил иностранный менеджмент, как говорит Лазука, с другим уровнем понимания маркетинга. «Они понимали, что интернет — это инструмент коммуникации, контакта с аудиторией. Мы не просто сделали сайт. У нас появился онлайн-клуб любителей пива „Бочкарёв“, были конкурсы», — вспоминает Лазука. В одном из них даже поучаствовал дизайнер Артемий Лебедев. Клуб разыгрывал ящик пива для того, кто уместит в одной фотографии больше всего пивных бутылок. Лебедев сделал картинку-коллаж с рядами бутылок, и ему отправили ящик пива.
Непонимающие клиенты
После опыта с «Браво Интернешнл» основатели «Риалвеб» начали поглядывать на рекламный рынок в интернете. Шёл 2003 год: «Яндекс» и «Рамблер» уже продавали баннеры на главных страницах. Компании выкупали их на месяц, как места на билбордах. За показы платили постфактум — около $50 за 1 тыс. показов.
Чтобы попробовать себя в агентском бизнесе, предприниматели наняли менеджера по продажам, который обзванивал компании и предлагал услуги «Риалвеб». Так попали на турфирму «Нева». На встрече её менеджеры заявляли об ограниченном бюджете в $8 тыс. и необходимости выполнить KPI. Основателей «Риалвеб» удивила погружённость клиента в тему и понимание, что ему нужно, и они согласились на новый челлендж.
Под новый заказ наняли разработчиков. Команда «Риалвеб» написала специальные скрипты, которые позволяли ставить вместо баннера код. Дальше вызывался подходящий баннер, в зависимости от геопозиции пользователя.
Требуемые турфирмой KPI выполнили. Клиент, увидев эффективность рекламы, увеличил бюджет до $20 тыс. — предпринимателей это «задрайвило». Следующие клиенты либо ничего не понимали, либо говорили: «Ни хрена себе!» С теми, кто понимал, — работали.
«Мы были уже не просто экспертами своего дела, но и новаторами. При этом от тогдашнего рекламного рынка стояли далеко в любых смыслах», — говорит Лазука.
Основатели не вкладывались в пиар, не занимались построением отношений с клиентами, работали по принципу: «Клиент всегда прав, кроме тех случаев, когда он ошибается, и мы ему об этом обязательно скажем». Это шло вразрез с привычными правилами игры на рекламном рынке. «Нам казалось, что наши дела говорят за нас лучше всего», — объясняет сооснователь «Риалвеб».
Группа «Риалвеб» в цифрах:
$3,5 млн
инвестировал iTech Capital в 2013 году
9,84 млрд
руб.
выручка агентства в 2021 году
350 млн
руб.
прибыль агентства в 2021 году
6,68 млрд
руб.
выручка «Риалвеб Консалтинг» в 2021 году
82 млн руб.
прибыль «Риалвеб Консалтинг» в 2021 году
26 млрд руб.
выручка группы в 2021 году
–50%
падение выручки группы год к году в марте 2022 года
850
сотрудников
300
клиентов до кризиса
Источник: СПАРК, данные компании
Кризис, заставший врасплох
В 2005 году «Риалвеб» сделал первый шаг в сторону московского рынка. Агентство случайно вышло на финансовую компанию «Солид», которая недавно уволила своего менеджера по рекламе за воровство. Клиента подкупило, что «всё будет прозрачно». Использовав тот же бюджет, менеджеры «Риалвеб» увеличили показатели рекламы в семь раз. Клиент сильно удивился, удвоил бюджет и продолжил сотрудничество.
Спустя два года «Риалвеб» открыл сейлз-офис в Москве. Для его управления нашли партнёра-единомышленника Ивана Хмелевского, успевшего поработать в отделах продаж местных компаний. Сооснователи обещали ему 15% в московском агентстве через два года, если он выполнит план по продажам.
Когда начался кризис 2008 года, выручка агентства упала на 50%: клиенты остановили рекламные кампании и заморозили бюджеты. Денег оставалось только на два месяца, часть сотрудников пришлось уволить. Но падение для диджитала было недолгим. Компании, урезав бюджеты, искали новые эффективные способы рекламы с прозрачными результатами: нужны были не столько баннеры на различных площадках, сколько понимание конверсии, стоимости одного подписанного клиента. Основатели «Риалвеб» сделали на этом акцент и разработали свою систему аналитики рекламных кампаний.
Менеджеры агентства приходили на встречу с клиентами с двумя ноутбуками, рассказывает CEO «Риалвеб» Олеся Аветисян. На одном открывали AdRiver или AdFox, а на другом — свою внутреннюю систему AdHands и просили найти нужную информацию по рекламной кампании. Клиент на месте убеждался, что решение «Риалвеб» более понятное и управляемое.
К лету 2009 года выручка агентства восстановилась, а Хмелевской получил свою долю. В основном обслуживали средний бизнес: автодилеров, агентства недвижимости, оконные компании. Из-за падения в 2008 году годовой рост в 2009-м составил более 300%. «Мы дали себе зарок, что со спущенными штанами кризис нас больше не застанет», — вспоминает Лазука.
Два тома отношений
В 2012 году в агентство «Риалвеб» пришёл Николай Давыдов, тогда инвестиционный директор фонда iTech Capital. Он харизматично рассказывал, что инвестиции дадут новый рост, но основатели сомневались и отвечали: «Нам деньги не нужны». К тому же их пугала отчётность, которую нужно будет вести после инвестирования. Переломный момент в переговорах произошёл, когда Давыдов объяснил, что партнёрство с фондом позволит перестроить компанию так, чтобы она походила на серьёзный бизнес, а не «студенческую шарашку». Это убедило основателей: «Агентство росло, а мы управляли им так же, как и несколько лет назад», — поясняет Лазука.
Сделка состоялась, закрепили её аж в двух томах акционерного соглашения. Оценка компании до инвестиционного раунда составила $12 млн. iTech Capital инвестировал в «Риалвеб» $3,5 млн (из них $2 млн как кэш-ин) взамен на долю в 25%. После этого агентство перестроилось: Лазука занял должность CEO, Виноградов — роль технического лидера.
«Всем советую иметь два тома отношений с инвестором. Это система сдержек и противовесов, которая дисциплинирует обе стороны и требует уважения друг к другу», — говорит Лазука.
Инвестиции пошли на расширение технологических возможностей компании. Разработчики писали инструменты для автоматизированного управления рекламой, обработки фидов и управления ставками по ним. Агентство работало как с медийной, так и с контекстной рекламой. Когда в России появился Google, «Риалвеб» сразу же начал сотрудничество с ним, став одним из его первых сертифицированных партнёров.
Утвердившись на российском рынке, основатели «Риалвеб» вышли за рубеж. Сейлз-офис открыли в Риге — поближе к России. К тому же Google посоветовал выходить в страны Прибалтики, так как там мало агентств и есть перспективы получить хороший поток клиентов. Но рынок оказался маленьким: заработать на латвийских компаниях не получалось. Тогда фокус переместился на глобальных клиентов, а офис в Риге превратился в рекламный хаб для них. Компании, с которыми удалось поработать на международном рынке, Лазука не называет из-за нынешней геополитической ситуации. Но отмечает: это крупные клиенты из диджитал-бизнеса — e-com и игровые компании.
Глеб Давидюк
управляющий партнёр iTech Capital
Мы инвестировали в компанию «Риалвеб» в декабре 2013 года. В те годы темпы роста рынка перфоманс-маркетинга были очень высокими, а «Риалвеб» работала в прибыль и уверенно росла, обгоняя рынок по целому ряду передовых направлений. Уже тогда у ребят были свои продукты и сильная команда разработчиков, хорошая маржа в бизнесе и вполне осознанные планы по дальнейшей экспансии. Инвестиция в такой актив нам показалась очень привлекательной.
С «Риалвеб» мы пережили уже не один кризис, поэтому я уверен, что и с текущим кризисом компания справится. Слабые игроки уйдут с рынка, а сильные станут ещё сильнее. Учитывая особенности происходящего в геополитике, я не исключаю варианта консолидации рекламного рынка в России с последующим формированием крупных национальных лидеров в этой индустрии. Каналы цифровой рекламы сегодня уверенно занимают прочные позиции в любых маркетинговых бюджетах, поэтому те, кто сегодня находится на передовой, имеют уникальную возможность кратно увеличить размер своего бизнеса.
Работа за усталость
Кризис 2014 года расстроил планы «Риалвеб»: через два года фонд должен был выйти из сделки, и агентство искало стратегического партнёра на глобальном рынке. С финансами всё было в порядке: после 2008 года половину прибыли сохраняли в качестве резерва. Поэтому следующий кризис получилось пройти, как говорит Лазука, «в управляемом режиме». К тому же, как и в прошлые разы, продолжал расти диджитал за счёт перераспределения бюджетов компаний.
Бо́льшей проблемой оказалась нечестность рынка: клиенты тянули время, не платили долги, искали лазейки, чтобы не выполнять обязательства. Агентство перешло на жёсткий режим предоплаты, но это не помогло. Темпы роста упали с 300% до 50%. Годовую прибыль списали на «плохие» долги: «Поработали за усталость», — описывает Лазука.
Основатели поняли, что терпят провал, и запустили внутри компании финансовую службу безопасности. Структура занималась выстраиванием отношений с клиентами с точки зрения финансов. Лазука привлёк партнёра, который создавал такие службы в банках. «Заработало великолепно. Через несколько лет, когда началась пандемия, у нас всё было хорошо. Несмотря на то что много постоплатных проектов, списаний на плохие долги практически не осталось», — говорит Лазука.
На рекламном рынке всё время идёт челлендж, так как постоянно меняются условия, говорит Лазука. Залог устойчивого развития в том, чтобы уметь управлять изменениями. «Мы привлекали ярких людей на рынке, создавали им комфортные условия для командной работы и, развивая команды, вытаскивали новые направления бизнеса», — поясняет предприниматель. Так, например, в 2018 году появился «Риалвеб Консалтинг» — сервис, помогающий строить инхаус-команды в маркетинге.
В 2019 году Лазука оставил позицию CEO. «Ты привык жить с ощущением, что ты в ответе за всё. В один момент это перестаёт идти на пользу бизнесу», — объясняет Лазука. Партнёры Максим Виноградов и Иван Хмелевской вышли из операционной деятельности раньше — в 2017–18 гг. Управление агентством передали менеджменту во главе с Олесей Аветисян, начавшей с позиции менеджера по продажам в 2008 году и выросшей до директора московского и питерского офиса.
Выжить, чтобы победить
«Это первый кризис, который ударил по нам очень больно. Есть большие „Яндекс“ и Mail.ru, но Google и Facebook (признана экстремистской на территории РФ) составляли 60% нашей выручки», — признаётся Эмин Аветисян, сооснователь «Риалвеб Консалтинг».
«Кризис будет долгим, и худшее в том, что не будет быстрого отскока, как было всегда в диджитале. Он уже отъел достаточно долей у традиционных медиа и других рекламных каналов. Если раньше рынок восстанавливался на 15% и из них в диджитал уходило 80%, то сейчас его восстановление будет проходить плюс-минус в рамках флуктуации», — объясняет Лазука.
С начала спецоперации в Украине руководители «Риалвеб» Олеся и Эмин Аветисян пережили разные эмоциональные состояния (от страха до принятия), но в итоге поняли, что надо оставаться и продолжать. «Мы практически сразу почувствовали свою нужность здесь. Для семьи, для компании, для страны она выросла в десять раз», — объясняет пара. Спустя два дня они собрали 800 сотрудников в Zoom, чтобы поддержать их и рассказать о планах и мерах, которые будут предприняты в ответ на кризис. Акционеры «Риалвеб» договорились: если компания в 2022 году выйдет в ноль, но выплатит зарплаты и сохранит команду, это можно будет считать идеальным результатом. По словам Лазуки, важнее всего лояльность — сохранить людей, приверженных делу. «Все возможности лежат в точке сохранения», — подтверждает Олеся Аветисян.
По предварительным прогнозам, финансовые показатели «Риалвеб» в апреле должны быть лучше мартовских. Пока руководство только заморозило полугодовые и годовые бонусы сотрудников. Сокращать штат и рабочее время будут в последнюю очередь.
«Сначала выжить, потом победить», — таков настрой команды «Риалвеб». Руководители агентства исходят из позиции, что сейчас самое время накапливать внутренние ресурсы, чтобы в момент отскока расти с удвоенной силой.