Эксцентричный британский предприниматель Ричард Брэнсон занимался бизнесом с самого детства: например, пытался выращивать на продажу рождественские ели и разводить попугаев. В школьные годы издавал журнал, а свою звукозаписывающую империю Virgin начал с продажи бракованных записей — он развозил их на собственном автомобиле. Сегодня в группе Брэнсона 400 компаний, а его состояние — почти $5 млрд. Через 20 лет после выхода первой автобиографии предприниматель решил написать продолжение и рассказать об отношениях с Илоном Маском, Обамой, Трампом, о своих приключениях и опыте его империи в космической отрасли. Обновленная автобиография вышла в издательстве Альпина Паблишер в декабре 2018 года. Inc. публикует отрывок с сокращениями.
Самая большая потеря
Нам поступали тысячи сообщений с теплыми словами от тех, кто верил в Virgin Galactic и нашу миссию. Я был потрясен. В Мохаве сотрудники Galactic заклеили всю стену письмами в поддержку пилотов Scaled Composites и их семей. Письма приходили отовсюду — из соцсетей, от клиентов Virgin Galactic, от близких друзей, от людей, которых я никогда не встречал, от Боно и даже от моей дорогой мамы. «Друзья, мы желаем вам восстановить вашу программу и стать еще сильнее!» — написали нам с Международной космической станции.
Пришло и сообщение от вдовы командира космического шаттла Challenger Джун Скоби Роджерс: «Это не просто неудача, это трагедия, но у вас храбрая и преданная делу команда, это поможет вам быстро прийти в себя. Вы восстанете, как феникс, из пепла, скорбь утихнет, вернутся решимость и увлеченность». Такие письма в это горькое время были настоящим утешением.
Я был очень признателен многим СМИ, которые подошли к публикациям более ответственно и увидели, как хорошо проявила себя Virgin Galactic в тяжелейшей ситуации. В прессе стали появляться мнения настоящих экспертов, имевших представление о целях и опыте Virgin Galactic.
Освещение трагедии в СМИ расстраивало, но главной болью была гибель человека. Майк Олсбери проработал в Scaled Composites много лет. Он был хорошим другом, коллегой, всегда готовым прийти на помощь. Когда я думал о его родителях, жене и детях, сестре и остальных членах семьи, у меня сердце обливалось кровью. В честь Майка был создан фонд, куда вскоре начали поступать пожертвования.
Мне удалось немного пообщаться с его близкими. Они были чудовищно подавлены его гибелью, но какая в них была невероятная сила и выдержка! Как сказал Ральф Уолдо Эмерсон, важна не длина жизни, а ее глубина. Нет слов, чтобы выразить нашу скорбь от потери замечательного парня. Но мы можем почтить его память и для этого должны кое-что сделать. Мы должны продолжать нашу программу, постоянно помня о Майке, о его верности делу, его любви и его жертве. Нашему новому, строящемуся SpaceShipTwo команда дала имя Hope («Надежда»). Именно Майк дал нам эту надежду, и мы в память о Майке хотим воплотить его мечту, за которую он так храбро сражался.
Если бы я знал
Тем временем NTSB завершил первую часть расследования на месте крушения. Специалисты собрали обломки SpaceShipTwo для дальнейшего анализа и начали обработку всех доступных видеосвидетельств. Они опросили Пита Сиболда. Его отчет о действиях корабля совпал с данными, собранными NTSB. Пит рассказал, как его выбросило из космического корабля, когда тот развалился в воздухе, и как он сумел отстегнуться от кресла, после чего автоматически раскрылся парашют. О том, что второй пилот привел в действие систему хвостового оперения, Пит не знал.
Очень много спорили, в том числе внутри Virgin, к каким последствиям приведет эта трагедия. Теперь мы знаем, как ведет себя пресса, когда случаются технические проблемы. В истории NASA не один несчастный случай со смертельным исходом, но разве это остановило американцев? А выдержала бы Virgin Galactic эти нападки, если бы двигатель SpaceShipTwo взорвался? Смогли бы мы продолжать работу?
— За последние несколько дней нас смешали с грязью за то, в чем не было нашей вины, — сказал я. — Это был испытательный полет, и мы потеряли пилота. Если мы продолжим наше дело, новому кораблю опять придется выполнять множество испытательных полетов. А если это испытания, не исключено, что все может повториться. Как я посмотрю в глаза своему отражению в зеркале, если трагедия случится снова? И что станет с нашей репутацией? Что станет со всей Virgin Group?
Джордж был предельно честен:
— Не исключено. Даже У NASA случались аварии, а мы только в начале пути. И вероятность новой трагедии есть.
Я прекрасно понимал тех членов совета директоров Virgin Group, которые смотрели на продолжение проекта скептически. Есть куда более безопасные способы потратить деньги. Вне всякого сомнения, в краткосрочной перспективе бизнес Virgin Group только выиграет, если средства, которые съедает Virgin Galactic, вложить в другие компании. Если бы это была не моя компания, я бы тоже считал, что проект давно следовало зарубить. И если бы с самого начала знал, что на проект уйдет 12 лет, — вряд ли за него взялся бы. Я бы решил, что мы не можем себе этого позволить. К счастью, в последние 10 лет у Virgin прекрасно идут дела в других областях, а вложения Aabar в Virgin Galactic позволили нам и дальше следовать выбранному пути.
Иногда я думаю, что долгосрочные инвестиции — это удел лишь частных компаний, и то если их собственники достаточно дальновидны. Если не видеть дальше своего носа, можно счесть такие инвестиции нецелесообразными. Но жизнь у меня только одна, и если мы справимся с задачей — это будет невероятное достижение, которое повлияет на многих и многих людей.
— Если мы сможем завершить программу испытаний, — продолжал Джордж, — вероятность аварии в коммерческом полете с клиентами на борту будет крайне мала. Довести испытания до конца будет трудно, но я не сомневаюсь, что мы справимся.
— Не попробуем — не узнаем, — согласился я. — Будем работать не со Scaled, а своими силами. Выделим на это все доступные ресурсы.
Принадлежащая Virgin Galactic компания Spaceship Company, генеральным директором которой был Джордж, к тому времени уже довольно долго работала над новым SpaceShipTwo. Теперь развитием проекта, строительством, испытаниями мы занимались сами и наняли собственных летчиков-испытателей. Это были основные изменения после катастрофы, и в результате мы контролировали каждую мелочь.
Вопросы себе
Я знал, что среди руководства Virgin сторонников продолжения проекта было меньшинство. Но меня это не останавливало — я верил в проект, в команду и в будущее, о котором мечтал. Чутье мне подсказывало: если делаешь что-то исключительное — рано или поздно рынок сбыта найдется. Это было тщеславие? Я бы не сказал. Конечно, стремление Илона Маска полететь на Марс и наше стремление отправлять людей в космос кто-то может принять за тщеславие. Но не будь тех, кто готов пробивать головой стену, не было бы и прогресса, а мы жили бы в унылом мирке.
В жизни важно анализировать мотивы своих поступков, понимать, движет ли тобой благородство — или эгоизм. Эта книга помогла мне разобраться в себе. Оправданны ли финансовые затраты? Изменится ли в результате мир? Задавая себе эти вопросы, я понял: ради такого проекта все же стоит рисковать. Меня вдохновлял пример президента Кеннеди. Он инвестировал в космическую программу Apollo, хотя многие сомневались в ее необходимости. А высадка на Луну в итоге принесла человечеству огромную пользу. Новые знания, совместная работа, непередаваемый восторг детей, мечтающих о невероятном путешествии (таким был и я), — эта программа осветила путь не одному поколению. Воплотить в жизнь мечту многих людей, да и свою собственную — ради этого стоит рисковать, в это стоит вкладываться. Наш первый катер Virgin Atlantic Challenger сел на мель — во всех смыслах. Но мы его перестроили, и у нас все получилось. Наша попытка пересечь Тихий океан на воздушном шаре провалилась, но зато
она многому нас научила. Мы попытались еще раз — и завершили начатое. Я уверен, что Virgin Galactic в конце концов тоже добьется успеха.
Мы продолжили наше дело. Команда Virgin Galactic уже вернулась к круглосуточной работе над нашим следующим космическим кораблем. Решение о начале строительства еще одного SpaceShipTwo, которое я принял за полтора года до этих событий, оказалось одним из самых предусмотрительных в моей жизни. Конструктивно корабль был уже почти наполовину готов. Я всегда считал, что у космической компании должно быть несколько кораблей, несколько кораблей-носителей и свой космопорт. Кроме того, если бы со SpaceShipTwo что-то случилось, команде было бы нечем заняться. Так что работа продолжалась, и команда вернулась к строительству корабля и к высокой науке.
Перевернуть жизнь миллионов
Я много размышлял над тем, что Virgin Galactic означает для Virgin Group и чем она может стать для всего мира. Для меня это не просто бизнес, а нечто большее. Virgin всегда старалась делать что-то важное. Мы выходили на те рынки, куда не рисковали соваться другие компании, и наводили там свои порядки. Мы предлагали не просто услуги или товары — мы предлагали впечатления, которые расширяли горизонты и воодушевляли людей создавать что-то новое, способное изменить мир к лучшему.
Virgin Galactic — это беспрецедентный пример командной работы множества предприимчивых людей — инженеров и маркетологов, ученых и врачей. Многие ушли из более крупных аэрокосмических компаний, чтобы присоединиться к команде Virgin Galactic. Этих людей привлекали наши цели, более масштабные, и они были полны энтузиазма. Их опыт бесценен, они способны быстро принимать верные решения, строить и испытывать новые, революционные системы.
Наша команда состоит из невероятно ярких личностей, которых удивительно сплотила совместная работа над выдающимся проектом. Быть рядом с этой командой — честь для меня. Полет в космос стал целью моей жизни, но из моей собственной страсти выросло желание сделать космос доступным, а жизнь здесь, на Земле, более комфортной. Если люди посмотрят на нашу планету из космоса, то на Землю они вернутся, я уверен, с одним желанием — изменить мир к лучшему. А ведь мы занимаемся не только космическими путешествиями — мы разрабатываем крупнейшую в мире спутниковую группировку, чтобы перевернуть жизнь сотен миллионов людей, которые до сих пор живут без средств связи.
Нельзя недооценивать опасности космических путешествий, но нельзя и отмахиваться от выгод, которые несет людям коммерческое освоение космоса. В статье «Через тернии к звездам», опубликованной в Singapore Business Times, Джозеф Балади написал: «Virgin Galactic взвалила на себя миссию, которая способна изменить судьбы человечества… Когда-нибудь Virgin Galactic непременно отправит своих “туристов” в космос. Но это лишь средство. Истинная лепта Virgin Galactic — в том, что она разрушает барьеры, а это в конечном счете откроет нам всем неограниченные возможности и поможет человечеству перейти на новый уровень. Это великая цель».
Да, я уверен, что коммерческие космические путешествия станут выгодным предприятием, — но не в этом суть. Если бы я просто хотел заработать денег, то мог бы вложиться во что-нибудь понадежнее и безопаснее. Но я и правда считаю, что наша вера в космические путешествия служит — иначе не скажешь — высшей цели. Мы можем расширить наши представления о Вселенной, постичь непознанное, а многим людям здесь, на Земле, принести ощутимую пользу. А ведь мы только предвестники исследования дальнего космоса!
Когда-нибудь человечество заселит другие планеты, и наша раса будет жить. Можно ли придумать более великую цель?
Мы сохранили нашу космическую программу, а я сохранил уверенность, что рано или поздно мы станем первой коммерческой компанией, которая в интересах всех жителей нашей планеты начнет отправлять пассажиров в космос. Профессор Стивен Хокинг как-то сказал: «Virgin Galactic вызывает огромное уважение — она хочет открыть обычным людям возможность испытать на себе, что такое чудо космоса. Когда-то я считал, что правильнее смотреть вверх, на звезды, а не себе под ноги, но теперь я уверен — чтобы увидеть Вселенную во всем ее великолепии, больше не нужно задирать голову».