ВЗЛЕТЕТЬ 4 февраля

«Я в 20 лет был бабником, алкоголиком и шпаной»

Успешные предприниматели рассказали, какой совет дали бы себе 20-летним

ВЗЛЕТЕТЬ 4 февраля

«Я в 20 лет был бабником, алкоголиком и шпаной»

Успешные предприниматели рассказали, какой совет дали бы себе 20-летним

Текст

Анастасия Курашева

Иллюстрация

АЛЕКСАНДР КОСТЕНКО для INC.

До того как взлететь на вершину, успешные российские бизнесмены, как и все, были молоды, совершали свойственные юности ошибки и справлялись со страхом сделать первые шаги в карьере и бизнесе. Мы попросили Михаила Гончарова, Ольгу Ускову, Андрея Трубникова и Евгения Демина рассказать, что они посоветовали бы себе в двадцатилетнем возрасте.


Основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров: «Не усложняй».

Я бы посоветовал себе, принимая решения, руководствоваться тем, что лежит на поверхности. Успешный бизнес можно построить на банальных вещах. Задача предпринимателя — взять что-то простое и сделать это интересным для потребителя.

В начале всегда есть соблазн придумать то, что до тебя еще никто не делал. Но оказывается, что эта редкость нужна очень узкому кругу людей и бизнес на ней построить нельзя. Большой и серьезный успех лежит на пути простых решений.

Бизнес — это постоянно обновляющийся список идей, которые мы тестируем. Не нужно драматически воспринимать то, что одна из идей не сработала. Если блины продаются плохо, не надо тут же вводить отдельную категорию и продавать шаурму.

Если не работает одна система, не надо сразу переключаться на другую. Такие метания опасны для бизнеса. Если мы запускаем 30 новинок и только 3 из них становятся хитами, то остальные 27 попыток — не ошибка, а необходимость. Чтобы найти идеальное решение, нужен десяток альтернатив.


Основательница Cognitive Technologies Ольга Ускова: «Не бойся, верь в себя и близких».

Из классического «не верь, не бойся, не проси» для себя я выделю только «не бойся». Страх в любой форме — стоп-сигнал для развития. Если он присутствует хотя бы в малой толике, дело не выгорит. Люди, как и все хищники, чувствуют неуверенность на энергетическом уровне и сторонятся тех, кто не рискует.

Верь. Надо не просто верить в себя, в идею, в добрые намерения окружающих людей — а проповедовать эту веру, нести ее в свою команду. И пусть какие-то люди будут предавать. Это не важно. Они всегда выпадали из моего пространства.

Проси. Проси обязательно. Поддержки, участия, совета, распространения информации. Успешный проект часто запускают всем миром. В этом нет ничего зазорного.


Основатель Natura Siberica Андрей Трубников: «Плюнь на учебу и делай то, к чему лежит душа».

Я в 20 лет был бабником, алкоголиком и шпаной. Что бы я посоветовал себе? Не пить? Не волочиться за бабами? Не хулиганить? Нет! Кем бы я стал тогда? Каким-нибудь бюрократом третьего сорта в министерстве коммунального хозяйства. Мне это не подходит. Я бы не был счастлив.

Нет никакого секрета успеха. Меня вела судьба. В институте я учил два предмета — маркетинг и английский язык. Остальные прогуливал. Нельзя научить быть маркетологом, журналистом, художником или композитором. Поэтому мой совет: плюнуть на учебу и делать то, к чему лежит душа.

В каждом из нас есть Пушкин или Чайковский, его просто надо найти. 90% людей не нашли в себе гения и стали несчастны, другие думают, что они посредственности. На самом деле каждый из нас гениален. Надо только понять, в какой области.

Мне повезло, я нашел себя в маркетинге. Ничего другого себе не желаю и ничего не хочу менять. Я не миллиардер и не олигарх, но мне нравится, что своей косметикой я приношу радость женщинам. Я — вампир радости. Их эмоциональный отклик дает мне силы на новые свершения. Так мне комфортно жить.


Основатель SPLAT Евгений Дёмин: «Пробуй, ошибайся и начинай сначала».

Я бы посоветовал себе раньше начать делать что-то свое, смелее тестировать разные гипотезы. Когда ты молодой, тебе нечего терять и ты можешь пробовать, ошибаться, начинать все сначала. Это бесценный опыт. С одной стороны, он помогает поверить в себя, а с другой — быстрее понять, в каком направлении ты можешь развиваться.

Если уверен в своей идее, надо быстрее делать прототип и выпускать его на рынок. Собирать пусть и небольшую (хоть из трех человек), но сильную команду. Всегда быть честным перед потребителем и с самого начала позаботиться о механизме обратной связи.