В 2013 году креативный директор рекламного агентства Владимир Долгий-Рапопорт и его друзья решили научить своих детей играть в футбол. За два года их самодеятельная школьная секция выросла футбольную академию #TagSport, а из школьного спортзала переехала в «Лужники». В 2015 году академию признали лучшей в стране. Сейчас в #TagSport занимается несколько сотен детей и создана крупнейшая в Европе любительская школа женского футбола GirlPower. Годовая выручка компании — более 5 млн рублей. Совладельцы #TagSport Владимир Долгий-Рапопорт и Алла Филина рассказали Inc., как заработать на футболе, почему не планируют привлекать инвесторов и зачем хотят сделать прибыльную академию — некоммерческой организацией.
Обычно в России футбольные школы и секции делают ставку на командные достижения детей. #TagSport ломает этот шаблон. «Командные победы ничего не говорят о качестве работы детского тренера», — говорит Владимир Долгий-Рапопорт. В академии считают, что показатель успеха — звания лучших вратарей, защитников, бомбардиров.
В #TagSport обещают сделать звезд европейского уровня из талантливых детей, но принимают любых детей от 2 до 14 лет, в том числе — с особенностями развития. Занимаются пять дней в неделю по 1–1,5 часа в «Лужниках». Кто-то ходит раз в неделю, кто-то — по 2–3 раза.
В командах девочки и мальчики, состав постоянно меняется. Это «фишка» #TagSport, хотя UEFA рекомендует не делить детские футбольные команды по гендерному признаку до 14 лет. Девочек в школе пока лишь 10%, но в группах от 2 до 4 лет девочек и мальчиков поровну.
млн рублей — выручка в 2016 году.
тысяч рублей — чистая прибыль в 2016 году.
млн рублей — расходы на аренду площадок в «Лужниках» в 2016 году.
тысяч рублей в месяц — расходы на ФОТ.
детей занимается в академии.
Идея необычной школьной секции родилась у Владимира и его приятеля, журналиста Александра Борзенко, в феврале 2013 года. Им не нравились высокие физические и психические нагрузки в спортивных школах и агрессивный стиль работы тренеров.
Приятели арендовали спортзал в соседней школе и собрали детей своих знакомых от 5 до 10 лет. По выходным сами вели занятия, аренду (2 тысячи рублей в день) оплачивали вскладчину.
У Александра за плечами была спортивная школа, а Владимир в детстве играл в футбол во дворе.
Через три месяца у Владимира с Александром занимались тридцать детей, и к лету занятия перенесли в парк культуры и отдыха «Таганский». Поле стоило 6 тысяч рублей в час, спортзал в физкультурно-оздоровительном комплексе — 4 тысячи. В расчете на прибыль знакомый дал им деньги на спортивный центр, и появились еще пять разных секций. Центр назвали по местоположению — #TagSport.
Сумму вложенных инвестором средств и условия финансирования Владимир не раскрывает. По его словам, денег хватило на полгода аренды, зарплату тренеров и администратора и на спортивный инвентарь.
К концу первого сезона стало ясно, что популярен только футбол.
— Мы хотели, чтобы ребенок приходил на фехтование, отдохнув, шел на футбол, а затем на капоэйру, — вспоминает Владимир. — Но ошиблись: ребенок может заниматься только одним видом спорта в день.
Доходность была низкая и инвестор прекратил финансирование. Помогла Алла Филина — новый член команды #TagSport.
— Чтобы тренировать, не обязательно быть профессиональным футболистом, технические элементы можно освоить самостоятельно, — объясняет Владимир. — Для тренера важно уметь объяснить, похвалить, научить принимать собственные решения. Это вопрос взаимодействия с детьми, а не опыта игры в футбол или индивидуального мастерства.
Осенью 2013 года Владимир прочитал на странице Филиной в Facebook, что она получила лицензию детского футбольного тренера.
— Мы встретились на тренировке, — вспоминает Филина. — Владимир рассказал про секцию. В этот же день я провела свои первые занятия. Мой 8-летний сын тренировался, а я помогала вести занятия «из любви к искусству».
Алла, менеджер компании «Из рук в руки», хотела вникнуть в занятия своего сына в футбольной спортшколе. За три недели учебы и 15 тысяч рублей она получила тренерскую лицензию UEFA категории С.
По словам Аллы, когда она пришла в #TagSport, дети там не столько учились играть в футбол, сколько выполняли какой-то набор упражнений. Филина изменила методику обучения и навела порядок в финансовых делах центра.
— Я вывела центр на самоокупаемость, — рассказывает Алла. — Урезала зарплаты, жестко контролировала расходы, подняла плату за абонемент с 3 до 4,5 тысяч рублей в месяц, закрыла убыточные секции. Остался только футбол, который давал прибыль, пусть и небольшую. Ее реинвестировали в проект.
По словам Владимира, за первые полтора года работы #TagSport в развитие вложили около 1,5 млн рублей спонсорских денег и заработанных средств.
В конце 2014 года Алла стала основным партнером Владимира в #TagSport (Александр Борзенко переехал в Ригу). Сейчас Владимир и Алла — совладельцы в равных долях.
Мамы учеников тоже хотели играть в футбол, и в 2014 году Владимир с Аллой основали на базе #TagSport женскую школу футбола GirlPower. Сейчас в ней занимается более 200 женщин. По словам Филиной, это самая большая в Европе женская любительская футбольная школа.
Масштабы GirlPower впечатлили производителя спортивной одежды и атрибутики Adidas. В 2015 году компания сама предложила стать партнером женской школы и с тех пор бесплатно предоставляет все необходимое, включая форму, — ее специально разработал дизайнер Adidas.
С появлением взрослых команд и увеличением числа детей Алла поняла, что ей не хватает тренерских знаний. Однако в РФС заявили, что женщина, не игравшая в футбол, тренировать всерьез не может. По знакомству с журналистами сексизм в академии тренерского мастерства РФС получил огласку на женском портале Wonderzine и в других СМИ. Через год Аллу приняли — на девятом месяце беременности.
К началу 2015 года в #TagSport занимались около 100 детей, и Владимир с Аллой переименовали центр в футбольную академию.
Система обучения стала двухуровневой. В открытые группы берут всех — здесь по выходным учат играть в футбол и, как говорят в академии, «получают удовольствие и порцию физических нагрузок». В продвинутые группы отбирают талантливых детей, из которых могут выйти профессиональные футболисты, — в академии их шутливо называют Monsters (монстры).
Но подход к обучению одинаковый: мотивация ребенка на достижение индивидуальных результатов, интерес к футболу и желание совершенствоваться. Каждому ставят свою планку: для одного шаг вперед — это забить три мяча за игру в падении через себя, для другого — дважды отдать точный пас. И оба достижения одинаково важны для тренера.
К Владимиру на занятия с самого начала ходили дети с особенностями развития. Инклюзивное обучение устоялось в #TagSport.
— К нам ходят дети с аутизмом, синдромом Дауна, другими особенностями развития, их 20-30 человек, — рассказывает Алла. — На 10-14 детей учеников в группе может быть не более 1-2 детей с особенностями. Иначе это перестанет работать.
Владимир с Аллой поставили перед собой амбициозную задачу воспитывать игроков мирового класса. Они верят, что самые способные в 14-15 лет смогут продолжить свою спортивную карьеру в Европе. Для этого руководители #TagSport целенаправленно налаживают связи с европейскими футбольными клубами. В 2014 году Владимир через пресс-службу британского клуба «Манчестер Сити» добился встречи с главой клуба Брайаном Марвудом и рассказал о своей академии. Тем же путем завязалось сотрудничество с главой немецкой «Баварии». А с испанским клубом «Атлетико» владельцы #TagSport познакомились во время вручения премии «Спорт и Россия 2015».
Академия регулярно получает рекомендации европейских клубов о физических и технических параметрах для детей в каждом возрасте и сообщает о своих результатах. «Если европейские клубы признают, что наш тренировочный процесс соответствует европейским стандартам, мы сможем стать их агентами», — считает Алла.
Через три года академи пришлось съехать с Таганки из-за конфликта с новым спортивным управляющим.
— Спортивные школы не защищены от произвола арендодателя, — констатирует Владимир. — Мне что, с ними судиться? Ну хорошо, суд я выиграю, но что это изменит, если дети не смогут там тренироваться, пока идет суд? Мы никогда ни с кем не судились и не планируем.
По мнению Владимира, нужно быстро сориентироваться и формировать лояльность клиентуры, чтобы их не оттолкнула смена локации.
Заместитель директора по административно-хозяйственной части парка «Таганский» Артем Константиновский сказал в комментарии Inc., что администрация парка симпатизировала #TagSport, а возникающие вопросы «решали в рабочем порядке».
Академию перевели в спорткомплекс «Лужники», на чем потеряли почти треть учеников.
В «Лужниках» #TagSport арендует два футбольных поля, а зимой — и спортзал для самых маленьких. Аренда обходится примерно в 250 тысяч рублей в месяц.
— В «Лужниках» все прозрачно, — говорит Алла. — Мы просто приходим и спокойно тренируемся.
«Сарафанное радио» — наше все!» — хором говорят Владимир с Аллой. На рекламу #TagSport всегда тратила немного — например, в 2016 году уложились в 30 тысяч рублей. Используют продвижение постов и таргетированную рекламу в Facebook, чаще всего — на подписчиков страницы академии.
Распространять информацию о школе помогают связи в медийном бизнесе: у Владимира с Аллой много знакомых журналистов и некоторые из них водят детей или сами играют в GirlPower. За время работы #TagSport вышли десятки публикаций, в том числе большие статьи в Sports.ru, «Афише», «Ведомостях», РБК, The Village.
— Формат нашей академии необычен, и за счет этого она продает себя сама, — говорит Алла. — Наши команды участвуют в мероприятиях, которые широко освещаются в СМИ, и это тоже реклама.
Например, в мае GirlPower сыграла с командой шоу «Матч ТВ» «Кто хочет… стать легионером», а в июне гостем турнира GirlPower стала женская сборная России по футболу, сыгравшая матч с победителем.
С самого начала у #TagSport были большие сложности с тренерами.
Из 16 наставников, которые сейчас работают в #TagSport, 12 обучились в академии (11 прошли обучение в РФС за счет академии и получили лицензию UEFA). С 2016 года в #TagSport работает своя школа тренеров Campus.
40 человек первого набора обучали месяц — по 3-5 занятий в неделю — бесплатно, чтобы обеспечить себя кадрами.
— Многие раньше не умели играть в футбол, среди них не было ни одного профессионального спортсмена, — рассказывает Алла. — Были адвокаты, журналисты, научные работники, менеджеры, домохозяйки.
Владимир с Аллой задумались о платных занятиях, но сначала надо прописать методологию и получить лицензию на образовательную деятельность. Пока академия набирает в школу тренеров бесплатно — нужны люди для нового направления, которое откроется осенью.
— Очень трудно найти тренера-единомышленника, — объясняет Владимир. — Наш отбор проходит один человек из 12. Проще воспитать тренера из человека, который любит детей, чем научить состоявшегося тренера любить детей.
Этой осенью #TagSport начнет работу в школах — Владимир уже обсудил сотрудничество с руководством двух десятков московских школ. Сейчас в школах почти нет спортивных секций, и предложение #TagSport проводить занятия по футболу, внедрить спортивную программу для основных уроков было воспринято положительно. Возможно, в некоторых школах уроки физкультуры будут вести тренеры академии.
Тренеры #TagSport два года ведут футбольную секцию в Европейской гимназии в Москве. На подходе сотрудничество еще с четырьмя учебными заведениями, и академию решили перерегистрировать из ИП в некоммерческую организацию (НКО).
По словам Владимира, форма НКО наиболее удобна для взаимодействия с государственными структурами и большим бизнесом. Некоммерческим организациям проще оформлять льготную аренду, получать гранты и другие преференции.
Владельцы #TagSport подумывают и о продаже франшизы или создании филиалов детской школы и GirlPower в других городах.
— НКО может совершать любые действия, если это соотносится с основной деятельностью организации, — поясняет Алла. — Мы занимаемся развитием любительского, массового и профессионального футбола. Если для этого нам нужно организовать франшизу — мы это сделаем.
Филина уверена в перспективах своего проекта. Она ушла с должности операционного директора компании «Сделано.ру» и полностью сосредоточилась на развитии #TagSport.
В этом году Алла с Владимиром планируют увеличить численность учеников на 20-30% — усилят активность в соцсетях, активизируют партнерские программы и внедрят программы лояльности. По их прогнозу, это поднимет выручку академии на 30–40% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего сезона.
Пока рентабельность #TagSport чуть больше 8%, но, по словам Владимира и Аллы, прибыль — не цель. Поэтому они не привлекают инвестиции: инвестор может потребовать изменить концепцию академии ради повышения прибыли.
— Мы работаем, чтобы через 15-20 лет национальная сборная играла в финале чемпионата мира, а в России воспитывали игроков мирового уровня и ввели инклюзивное образование. Нам очень нравится всем этим заниматься, — говорит Алла.