Взлететь

Илон Маск в переработке. Как выпускник Принстона создал крупнейшую в мире частную компанию по утилизации мусора с оборотом $70 млн в год

Илон Маск в переработке. Как выпускник Принстона создал крупнейшую в мире частную компанию по утилизации мусора с оборотом $70 млн в год

20 лет назад в комнате общежития Принстонского университета происходили очень странные дела: первокурсник Том Сзаки скармливал остатки еды из столовой червям, а затем расфасовывал их экскременты в использованные пластиковые бутылки. Так начиналась история компании TerraCycle — нынешнего мирового лидера по переработке отходов и производству многоразовой упаковки. Как Сзаки прошел путь от продажи удобрений для марихуаны* до крупнейшей в мире частной компании по утилизации отходов, чуть не потеряв бизнес и совершив несколько революций в экологичном производстве?

Мусор — это грязный бизнес. Том Сзаки, основатель и генеральный директор компании TerraCycle, как никто другой знает, насколько это популярное мнение. Он ежегодно спрашивал студентов Нью-Йоркского университета, сколько из них хотели бы построить бизнес на управлении отходами. И не видел ни одной поднятой руки на протяжении более чем десяти лет.

Сзаки понимает, почему так происходит. Сектор, который он выбрал, ассоциируется не только с грязью, но и с непрозрачной экономикой, крупными игроками, давно поделившими рынок между собой, и жесткими требованиями к безопасности, которые крайне сложно соблюсти полностью. Но ни одна из этих проблем не помешала Сзаки построить прибыльный белый бизнес в сфере утилизации отходов и по пути внедрить несколько инноваций, которые полностью изменили рынок. Именно поэтому его называют «Илоном Маском в переработке».

Тому Сзаки 40 лет. 20 лет назад он основал компанию TerraCycle в комнате общежития в Нью-Джерси и за это время превратил ее в проект, который занимается переработкой мусора в 20 странах мира, а также производит потребительские товары из отходов и курирует фонд, который занимается очисткой рек и каналов от мусора до того, как он попадает в океан. Сегодня Сзаки занят самой крупной своей инновацией — производством многоразовой упаковки из переработанных материалов, которая поможет крупным производителям кардинально сократить количество отходов.

От экскрементов червей до грязных подгузников

Бизнес TerraCycle начинался нетривиально: в 2001 году первокурсник Принстонского университета Том Сзаки решил помочь своим друзьям, которые выращивали марихуану*, и начал производить простое удобрение из отходов жизнедеятельности червей. Оно оказалось настолько эффективным, что Сзаки начал его продавать.

Сначала юный предприниматель фасовал удобрение в использованные бутылки из-под газировки, потом разработал собственный бренд и упаковку, и уже через пять лет продукты TerraCycle продавались в крупнейшей в мире сети по продаже инструментов для ремонта Home Depot и в ретейл-гиганте Target. Компания основала штаб-квартиру в Трентоне, штате Нью-Джерси, частично оборудовав ее мебелью из пластиковых стеллажей, в которых раньше жили миллионы червей-производителей удобрения. Так Сзаки впервые проникся идеей переработки мусора, которая совсем скоро захватит его полностью.

В 2006 году выручка TerraCycle достигла $2,5 млн, а Сзаки попал на обложку американского Inc. как основатель «самой крутой компании в сфере малого бизнеса в США». Но он больше не хотел продавать удобрения.

«Я увидел огромный разрыв между спросом на товары из переработанных отходов и предложением. Всё потому, что в переработку шли только идеально чистые бесцветные бутылки из-под газировки, а тонны других вещей, которыми мы пользуемся ежедневно, гнили на свалках, — вспоминает ход своих мыслей Том. — А что если начать перерабатывать окурки, грязные подгузники и жевательную резинку? Это перевернет индустрию!»

Найти и переработать

На деле эта идея чуть не погубила бизнес Сзаки. Он потерял половину команды и под давлением оставшихся сотрудников чуть не покинул пост гендиректора TerraCycle. Но в итоге пересмотрел стратегию и решил использовать уже существующие технологии по переработке мусора — правда, брать отходы из мусорных баков на обочине, а не только из специальных контейнеров для вторсырья, как это делали крупные мусороперерабатывающие компании.

За следующие 10 лет TerraCycle создала несколько подразделений, которые занимались отбором и утилизацией отходов, сложно поддающихся переработке: пластиковых вилок, кофейных фильтров, тюбиков из-под зубной пасты. А также наладил федеральную систему «переработки по почте»: американцы отправляли в офис TerraCycle использованные упаковки от детского питания, обувь, пластиковые игрушки и были уверены, что всё это отправится не на свалку, а превратится в новые товары.

Со временем Сзаки начал не только перерабатывать отходы, но и одним из первых в стране производить из них товары повседневного спроса: игрушки, элементы для бритвенных станков, тюбики для зубной пасты, упаковку. Со временем количество наименований таких товаров достигло 200, а среди партнеров Сзаки числятся Colgate, Gerber, Schwarzkopf, Gillette, PepsiCo, Hasbro, Tide и другие гиганты.

Многоразовость как спасение

Сегодня только половина бизнеса TerraCycle базируется в США, остальная распределена по 21 стране мира. Компания приносит прибыль с самого своего основания, с 2009 года шесть раз попадала в список самых быстрорастущих компаний США Inc. 5000. 2021 год TerraCycle закончила с выручкой в $70 млн, к концу 2022-го целится в $80 млн.

Пандемия нанесла удар по бизнесу Сзаки, как и по многим другим компаниям, но TerraCycle успела восстановиться и продолжила развивать свой последний амбициозный проект Loop, запущенный в 2019 году, — глобальную платформу для вторичного использования упаковки, которая позволяет любому бренду создавать многоразовые версии упаковки своих продуктов и делать ее доступной потребителям.

«Основная причина огромного количества отходов на Земле — одноразовость товаров, — считает Сзаки. — Это то, что мы должны атаковать в первую очередь». 

Loop сразу же поддержали PepsiCo, Unilever, Nestle, Mars и Procter & Gamble. Правда, представители брендов беспокоились, что потребители, не приученные к вторичному использованию упаковки, будут по привычке выбрасывать дорогие многоразовые материалы и компании понесут убытки. В ответ на это TerraCycle создала онлайн-платформу для обучения экологичному потреблению и ввела залог, который покупатели могли вернуть вместе со сданной многоразовой упаковкой. По словам Сзаки, эта концепция «нашла прекрасный отклик у потребителей».

К 2020 году TerraCycle произвела все трибуны для Олимпийских игр в Токио, переработав мусор, собранный японцами. В том же 2020 году компания запустила фонд, который очищает от пластика реки и каналы до того, как он попадет в океан. А в 2021 году в США заработал проект SalonCycle, обеспечивающий переработку отходов из салонов красоты.

Из затрат в актив

Пока что флагманский проект TerraCycle Loop не приносит компании прибыли и является, скорее, благотворительным для Сзаки. В будущем он планирует зарабатывать на консультациях компаний, которые хотят наладить разработку многоразовой упаковки или поставлять TerraCycle свою одноразовую для переработки, а также на долгосрочных контрактах по поставкам контейнеров для сбора многоразовой упаковки с локальным бизнесом в регионах. Для последнего, правда, необходимо масштабировать Loop — чем Том активно занимается, привлекая в амбассадоры проекта новые известные бренды.

Он не был бы «Илоном Маском в переработке», если бы не продолжил думать над инновациями в своей сфере. В 2022 и 2023 годах он планирует представить датчики влажности и температуры для упаковки продовольственных товаров, которые будут определять и отображать сроки годности еды в реальном времени, а также многоразовую упаковку, которая продлит срок жизни хранящихся в ней продуктов, — пилотная версия металлического контейнера для мороженого Haagen-Dazs уже запущена в разработку. Сзаки искренне верит, что эти технологии «перевернут пищевую индустрию с ног на голову».

«Самое интересное в повторном использовании с точки зрения бизнеса — тот факт, что упаковка превращается из затрат в актив. Когда вы осознаете это, вы сможете наращивать ценность этого актива и делать в своей отрасли феноменальные вещи», — оптимистичен Том.

Он верит, что бренды в ближайшие годы оценят долгосрочную выгоду экологичного подхода к производству, а сам он при следующем визите в Нью-Йоркский университет увидит хотя бы пару поднятых рук.


*Inc. предупреждает об опасности употребления любых видов наркотических веществ.