Взлететь • 10 октября 2024
Взлететь • 10 октября 2024
Текст: Елизавета Пикулицкая
Фото: Арсений Несходимов
Артем Жданов всегда был занят творчеством: выступал в музыкальной группе, учился на актера и зарабатывал как ведущий на мероприятиях. Несмотря на интерес к разным видам деятельности, в 35 лет он решил открыть агентство видеопродакшена и креативных идей. История Артема — о пути творческого человека в мире бизнеса, умении не опускать руки и самосовершенствовании через самовыражение.
Yes, today! Film в цифрах
2,2 млн
руб. — оборот компании за 2018 год.
5,1 млн
руб. — оборот за 2019 год.
7,5 млн
руб. — прошло через фирму в 2020 году.
12,8 млн
руб. — составил оборот агентства в 2021 году.
48 млн
руб. — оборот за 2022 год.
102 млн
руб. — всего удалось заработать за 2023 год.
Источник: данные компании
Yes, today! Film в цифрах
Источник: данные компании
2,2 млн
руб. — оборот компании за 2018 год.
5,1 млн
руб. — оборот за 2019 год.
7,5 млн
руб. — прошло через фирму в 2020 году.
12,8 млн
руб. — составил оборот агентства в 2021 году.
48 млн
руб. — оборот за 2022 год.
102 млн
руб. — всего удалось заработать за 2023 год.
Артем Жданов родился и вырос в Пензе. Еще подростком он увлекался музыкой и даже решил основать свою группу. Ребята давали концерты, выступали на фестивалях, и со временем проект нашел своих фанатов. Музыканты даже сами снимали себе клипы, хоть их деятельность и воспринималась, скорее, как развлечение. Несмотря на то что у ребят не выходило зарабатывать своим творчеством, они все равно хотели выражать себя не только через музыку, но и через визуал.
У локального молодого коллектива не было денег на продакшн, и Артем начал сам разбираться в процессе создания видеоконтента: он придумывал сценарии для клипов, организовывал съемки роликов. Однако в 2005 году группа распалась, и Жданов переехал в Москву, где основал сольный проект под псевдонимом Жданиссимо Браво. Один из его клипов даже попал на «Муз-ТВ» — его молодой артист снял на свою зарплату: помимо занятий музыкой, Жданов работал продавцом-консультантом в магазине Adidas.
Так как с зарплаты музыканту нужно было оплачивать жилье, денег на жизнь всегда не хватало и Артему приходилось много работать — так много, что он даже стал лучшим продавцом Adidas в России, после чего получил повышение и перешел на позицию координатора по розничному маркетингу.
Наработав релевантный опыт, в 2006 году Артем ушел в брендинговое агентство Choice, но пробыл там недолго. Из-за разногласий с коллегами он довольно скоро уволился, а затем и вовсе сменил род деятельности. Он решил стать ведущим мероприятий: благодаря природному таланту и музыкальному бэкграунду, Жданов умел выступать перед публикой и решил попробовать себя на этой стезе.
Заявки Артем искал во «Вконтакте», вбивая хештег «ищу ведущего», сам писал потенциальным клиентам и договаривался с ними о деталях. Всего через несколько месяцев его зарплата кратно выросла, что удивило и самого Артема: на своей прошлой работе он зарабатывал около 40 тыс. руб, а с мероприятий стал получать до 200 тыс. руб. Так он остался в индустрии на следующие 15 лет, одновременно занимаясь музыкой.
Со временем молодой человек почувствовал кризис — несмотря на желание расти в карьере, он достиг «потолка». Новый способ самореализации Жданов нашел в актерском мастерстве — его отец, артист, с детства видел сына на сцене и мечтал, что Артем пойдет по его стопам. В школе мальчика это не интересовало, но к 29 годам он все же решился попробовать. К поступлению Артему помогал готовиться отец, и благодаря этому ему удалось попасть во ВГИК.
«В вузе я хотел понять структуру творческой деятельности, потому что искусство актера — это система работы. И эту систему можно переложить на любую творческую сферу, так как творчество — это всегда создание продукта. Важно, как ты с собой работаешь, как относишься к рабочему процессу и к тому, что получилось. Благодаря образованию я понял, что творчество строится так же, как и бизнес: в каждом отдельном случае есть свои нюансы, но есть и какие-то базовые вещи, которые можно применить всегда. Это полностью перевернуло мое мышление. После ВГИКа я повзрослел».
В 2015 году Жданов закончил университет и стал работать в театре «Сопричастность», по-прежнему продолжая вести мероприятия. Несмотря на то что на музыку почти не оставалось свободного времени, желание творить не оставляло Артема.
Тогда Жданов вернулся к созданию видеоконтента: он решил запустить свой проект и снять себе проморолик, который рекламировал его как ведущего. Режиссер смог сделать хороший продакшн, взяв за основу идею из популярной рекламы Coca-Cola, благодаря чему ролик «выстрелил». После чего к нему стали обращаться с просьбами снять подобные видео на заказ.
В числе заказчиков Артема были в основном такие же ведущие из индустрии мероприятий. Эти клиенты зачастую не могли позволить себе «большой чек», поэтому Артем решил пойти с предложением снять рекламу к компаниям: за время своей работы в ивент-индустрии у него появилась база потенциальных заказчиков b2b-услуг, и он решил им всем написать. Помимо этого, Артем сделал рассылку своим контактам в Whatsapp, в которой написал, что теперь он занимается роликами.
«Это самый верный способ и одновременно очень неочевидная штука. Мне казалось, что сейчас меня все пошлют. Но по по сути я запустил первую воронку продаж и просто через знакомых начал находить себе клиентов».
Первой большой клиент обратился за продакшном к Артему Жданову в в 2018 году: это была клининговая компания «Домовенок»: «Первую свою рекламу мы сняли за копейки: поставили прайс в 300 тыс. руб., — вспоминает Артем. — Ничего не заработали, но получилось здорово, и это дало клиенту классные показатели. Они (заказчик. — Прим. ред.) запустили ролик на YouTube и получили конверсию „в клик“ чуть ли не 35% (против обычных 5%, свойственных платформе)».
Работа над проектом дала Артему понять, что продакшн роликов ему ближе, чем любые другие занятия: в первую очередь она позволяла автору быть собой и выражать свое видение. Следующие несколько лет молодой человек продолжал искать клиентов, набирать сотрудников и выстраивать отдел продаж.
Помимо видеороликов, Жданов также занимался сценариями. В этом ему помогла не только насмотренность, но и театральный бэкграунд. Работа с пьесами и драматургией оказалась актуальной не только в театральных постановках, но и в производстве рекламных роликов.
«Я начал разбираться, за счет чего вообще реклама работает. Смотрел, условно, ролик Nike, в котором бежит какой-то дед. Сам этот факт уже вызвал интерес, и я начинал разбираться почему. Пожилой человек делает что-то несвойственное пожилому человеку, окей, понятно. За счет того, что есть элемент некой несовместимости, реклама „цепляет“».
Артем писал сценарии в свободное время, а когда поступали заказы — предлагал их клиентам. Узнавая больше о сторителлинге, Жданов понял, что и его музыкальное прошлое важно: тексты, которые он сочинял для своих проектов, подчинялись похожим правилам, несмотря на сильную разницу в структуре. «Я всегда смеюсь: в Instagram* (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией) в описании профиля можно писать, мол, сценарист, блогер, актер, рэпер, — делится Жданов. — У меня все это переходило из одного в другое и просто было творческой деятельностью в разных ее ипостасях».
Постепенно деятельность в ивент-индустрии начала занимать все больше времени и Артем больше не успевал одновременно играть на сцене и заниматься мероприятиями. Он находил себе замены на спектакли, но начальству не нравилось, что молодой человек все меньше появляется на работе, и в конце концов Артема уволили. Освободившееся время Жданов решил посвятить продакшну и заработкам на ивентах.
В таком формате Артем проработал следующие несколько лет: у него уже был небольшой отдел продаж, исполнительный продюсер, а сценарий и съемки Жданов писал и организовывал сам. Однако со временем клиентов становилось все меньше. Оглядываясь назад, Артем считает, что это было связано с отсутствием знаний о рынке, на котором он стремился работать:
«Была цель: я всегда знал, что хочу создавать рекламу. Хотелось снимать, работать с актерами и самому где-то режиссировать, иными словами — заниматься креативом. Была цель, но не было никакого понимания, как устроен рынок маркетинга. Я знал, как устроен рэп и ивент. И все».
Чтобы повысить свою компетенцию, молодой человек решил пройти программу от «Бизнес-молодости». Ему нужно было понять, как оптимизировать процессы, увеличить приток клиентов и, как следствие, свою прибыль. Артем приобрел трехмесячный курс за 35 тыс. руб. Жданов делится, что именно обучение помогло ему сформировать видение, как структурировать свою работу и поменять подход к ведению проектов:
«„Бизнес-молодость“ мне дала знания, что нужен маркетинг, бренд и умение выстраивать продажи. До этого у меня была идея, что надо работать и двигаться куда-то. А вот куда — непонятно. На курсах мне объяснили, что существуют такие понятия, как воронка продаж, КП (коммерческое предложение. — Прим. ред.), и конверсия. До этого момента у меня даже не было CRM-системы: сейчас я даже не понимаю, как без нее все держать в голове».
После обучения Артем начал интегрировать полученные знания в бизнес. Постепенно предприниматель стал тестировать гипотезы и диагностировать проблемы своего дела. Так, уже на следующий год работы Yes, Today! Film Жданов нашел исполнительного продюсера по имени Алексей:
«Он мне назвал свои минимальные ожидания по зарплате — 120 тыс. руб. Я подумал, что для меня это звучит как-то опасно. Однако было понятно, что я не могу делать все сам: либо это приведет к выгоранию, либо проект застопорится. Тогда я принял судьбоносное решение взять Алексея на эти деньги — платил ему 100 тыс. плюс бонусы. И вот тогда мне стало ощутимо легче. Мы начали зарабатывать. И вроде уже 100 тыс. руб. перестало выглядеть такой пугающей цифрой».
Помимо Алексея, в команду пришли дизайнеры, чтобы готовить презентации проектов, а также сейлз-менеджеры. Чтобы повысить эффективность отдела продаж, Артем решил сделать упор на сотрудниках с опытом и сопутствующими навыками, которые также могли разделять интересы всех, кто был занят в проекте.
«Ставка на то, что это „прикольные“ люди сами по себе, сработала. У нас таким образом сложилась некое неочевидное УТП (уникальное торговое предложение; преимущество компании, из-за которого ее выбирают среди конкурентов. — Прим. ред.), которое отчасти состояло в том, что мы веселые и креативные. Клиентам, которые у себя в компаниях не могут расслабиться, было приятно взаимодействовать с таким классным, достаточно раскрепощенным коллективом».
Все эти изменения заняли около полутора лет, но принесли свои плоды. С приходом новых сотрудников выручка агентства стала расти. Оборот компании в 2019 году составил 4 млн руб., однако впереди был кризис 2020 года.
Во время пандемии у Yes, Today! Film не было заказов. Все их проекты, которые были запланированы на весну, отменились из-за коронавриусных ограничений. В этой ситуации Артем понял: все, что они с командой могут делать, — это продолжать искать заказы. Они стали обзванивать потенциальных клиентов, на что им отвечали, что из-за ограничений работать сейчас никто не готов. Но Жданов был уверен, что если писать сотням человек, то хотя бы один из них должен согласиться:
«И мы начали стучать во все двери. Во все. В каждую стучим — и закрыто, закрыто, закрыто, закрыто. И вдруг внезапно нашли одну открытую открытую. Просто мы постучали и нам сказали: „Здравствуйте, заходите. Вот деньги, берите“».
Студии удалось выйти на ролик для крупного клиента — «Сбербанка». Главным плюсом было то, что конкурентов на рынке практически не было: несмотря на то что большинство бизнесов заморозили свою деятельность, пандемия вовсе не означала падения спроса. Бизнес-процессы не могли остановиться надолго, и со временем паника падала, а количество заказов снова росло.
За счет напора, проявленного в 2020 году, компании даже удалось вырасти в деньгах и их оборот составил 7,5 млн руб. Годом позже все усилия по реорганизации проекта дали о себе знать в полной мере и помогли выйти на оборот уже в 12,8 млн.
С наступлением 2022 года компания повторила уроки, усвоенные в пандемийное время. Сказался и пиар: работа со «Сбербанком» дала Yes, Today! Film хороший плюс к репутации. Новый кризис компания не просто пережила без потерь: агентству удалось увеличить выручку почти в два раза — до 48 млн руб. Благодаря этому у фирмы в 2023 году появились ресурсы на пиар и идеи, которые у компании зрели много лет. За год выручка компании выросла до 102 млн. руб.
«Я наконец начал воплощать самые безумные и дорогостоящие задумки. Стабильные финансовые потоки давали возможность это сделать. Мы вкладывались и продолжаем вкладываться в какие-то интересные крутые идеи».
текст создан по материалам интервью от 25 октября 2023 года