Заправка за три минуты и сниженная цена на топливо: как цифровые продукты упрощают жизнь автомобилистам

Заправка за три минуты и сниженная цена на топливо: как цифровые продукты упрощают жизнь автомобилистам

Текст

Андрей Велесюк

Иллюстрации

Александр Черепанов

Цифровизация изменила и продолжает активно менять отечественный топливный рынок: появляются единые платформенные решения, такие как мониторинговый центр инфраструктуры, позволяющий контролировать АЗС в онлайн-режиме, или набор продуктов и сервисов для корпоративных клиентов логистической отрасли «ОПТИ 24». Помимо таких решений, сегмент сбыта моторных топлив «Газпром нефти» уже три года активно работает над собственной экосистемой, которая упростит жизнь автолюбителя.

«Несколько лет назад мы посмотрели, как складывается путь нашего клиента-автомобилиста, — откуда он узнаёт о наших станциях, какие у него потребности, что ему интересно и важно с точки зрения сервисов. А затем начали строить экосистему из цифровых продуктов, которые актуальны для его запросов», — говорит руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в России Олег Кузьменков.

Мобильное приложение «Сеть АЗС Газпромнефть»

Якорная платформа, на основе которой сеть АЗС «Газпромнефть» реализует цифровые сервисы для автовладельцев — мобильное приложение «Сеть АЗС Газпромнефть». В Apple Store средняя оценка приложения — 4,5 балла, в Google Play — 4,6 балла.

Одна из ключевых опций приложения — с его помощью можно заплатить за топливо не выходя из автомобиля. Клиенту надо лишь выбрать АЗС, конкретную колонку, вид и объём топлива, а затем оплатить покупку. Это можно сделать с помощью банковской карты, Apple Pay или Google Pay.

«Что важно — у нас нет ограничения, что клиент должен находиться на этой АЗС, — рассказывает владелец продукта команды „Мобильное приложение“ Андрей Павликов. — Вы можете заплатить за другого человека, например за друга или члена семьи, находясь в любой точке мира. Для этого достаточно доступа в интернет».

По итогам прошлого года в среднем АЗС реализовывали ежемесячно около 41,5 тыс. тонн топлива, оплаченного с помощью цифровых сервисов. В условиях пандемии популярность бесконтактной оплаты топлива будет лишь нарастать — в апреле 2020 клиенты сети АЗС использовали эту функцию приложения онлайн оплаты чаще, чем месяцем ранее.

Мобильное приложение сети АЗС «Газпромнефть» разработала небольшая команда: IOS-разработчик, Android-разработчик, full stack-разработчик, тестировщик, дизайнер и владелец продукта. Обычно они стремятся протестированную идею представить пользователям за две недели. Так, например, было с использованием Apple Pay как способа оплаты.

Из последних нововведений — недавно в приложении обновили способ авторизации. Теперь туда можно попасть как в любую социальную сеть — достаточно ввести номер телефона и подтвердить контактные данные кодом из SMS.


1,6 млн человек ежемесячно пользуются приложением «Сеть АЗС Газпромнефть».


В период сокращения спроса на топливо (например во время пандемии) сокращается и количество активных пользователей. Для поддержания контакта с клиентами в приложении АЗС «Газпромнефть» создали отдельную вкладку с развлечениями. В ней разместили игру Space.GO — викторину, в которой необходимо правильно отвечать на вопросы по истории, искусству, географии, музыке и другим областям знаний. Правильные ответы помогают зарабатывать монеты для захвата виртуальной станции «Газпромнефть» и получать двойные бонусы. В этот же раздел переехал персональный бариста — с июня прошлого года через приложение можно управлять кофемашиной в Drive Cafe при АЗС и настроить рецептуру напитка по своему вкусу.

Как появляются новые сервисы в мобильном приложении сети АЗС «Газпромнефть»

  1. Задача попадает в бэклог (список задач) продукта — это может быть проверенная гипотеза, важная задача от бизнеса или требования изменившегося законодательства.
  2. Команда проводит интервью клиентов и анализирует трудозатраты и эффект.
  3. Задачи оценивают по таким метрикам, как влияние на бизнес-показатели, влияние на путь клиента, скорость и трудоёмкость разработки, и затем ранжируют их.
  4. Функционал разрабатывают, интегрируют в приложение и анонсируют для всех пользователей.

От маркетплейса к суперприложению

Сегодня «Сеть АЗС Газпромнефть» — своего рода маркетплейс. Помимо собственных сервисов, в нём собраны предложения партнёров. Вместе эти решения, объединённые в одном приложении, обеспечивают эффективное взаимодействие с клиентом. В перспективе «Сеть АЗС Газпромнефть» может стать суперприложением для автомобилистов и будет закрывать основные потребности людей, которые планируют купить, уже владеют или продают автомобиль.

«Нам интересен цикл владения автомобилем, от его покупки до продажи, — рассказывает Андрей Павликов. — Автолюбителю нужны страховки, КАСКО, замена шин, заправка и проверка машины на СТО, — эти сервисы у нас уже есть, и мы продолжаем развивать партнёрскую экосистему в этом направлении. Планов заниматься этим самостоятельно у нас пока нет».

Развивать направление партнёрских сервисов в собственном приложении сеть «Газпромнефть» начала три года назад. Пилотным проектом стала услуга по выдаче электронных полисов ОСАГО. Инициатива понравилась пользователям, и сеть АЗС «Газпромнефть» стала работать в этом направлении, — сейчас количество сервисов зависит от конкретного региона и набора партнёров в нём.

Новым партнёрам выдвигают достаточно жёсткие требования: проверяют бизнес-модель компании, её репутацию, набор услуг и техническую составляющую, — бизнес должен быть готов предоставлять онлайн-услуги. Даже крупные сети автомоек не всегда умеют записывать клиентов онлайн.

В ближайших планах — разработка виртуальной бонусной карты для приложения на iOS (на заправке достаточно будет предъявить QR-код), возможность поделиться бонусами с другими клиентами, индивидуальные тарифы программы лояльности и персональные предложения.


Весной этого года мобильное приложение для автомобилистов «Сеть АЗС Газпромнефть» запустили в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане.


Мультимедийные экраны и АЗС.GO

Для тех, кто использует автомобиль в первую очередь для работы, компания разработала приложение АЗС.GO — это онлайн-сервис, в котором клиенты заказывают бензин и дизель по количеству литров или на определенную сумму. В апреле в него добавили функцию оплаты сервисной картой «ОПТИ 24» — теперь платить за топливо не выходя из машины могут и юридические лица. Также в АЗС.GO предусмотрена функция поиска ближайшей автозаправочной станции по местоположению и ценам на топливо.

Другой цифровой инструмент коммуникации — заправочные станции нового формата, интерактивные. Их отличает наличие мультимедийных экранов, которые встроены в фасад. Топливораздаточные колонки и стела станции используются и для коммуникации с посетителями. Пока с их помощью сообщают о маркетинговых активностях сети, но в перспективе медиаповерхность планируют задействовать шире, например для информирования автомобилистов о дорожной обстановке, погоде. Так, в период пандемии весной 2020 года на экранах выводили напоминания, что стоит оставаться дома, и рекомендовали соблюдать дистанцию.

«Также мы тестировали использование медиа-экранов для стимулирования продаж товаров и услуг в привязке к погодным условиям, — говорит Олег Кузьменков. — Результат есть, и мы двигаемся к тому, чтобы таргетированно предлагать клиенту те или иные товары и услуги в зависимости от его потребностей. Мы ещё в начале пути — и в ближайшее время будем активнее и разнообразнее использовать возможности медиа-экранов».

Автоматические АЗС: бензин дешевле

Первую автоматическую автозаправочную станцию «Газпромнефть» открыла в марте 2013 года в Москве. Сейчас их 153 по всей России, такие АЗС работают практически во всех регионах. Станция работает без персонала, по системе самообслуживания. Схема простая: подъехал, оплатил с помощью платёжного терминала, расположенного вблизи колонки, самостоятельно заправился и поехал дальше.

В среднем такая заправка занимает всего 3 минуты. Поскольку процесс проходит без участия персонала и нет расходов на содержание магазина при АЗС, топливо стоит дешевле — от 0,5 до 1 руб. на литр, в зависимости от региона и вида конкретного топлива. Таким образом, два формата заправочных станций функционируют параллельно.

«Автоматические и традиционные АЗС нацелены на разные типы клиентов, — поясняет Олег Кузьменков. — Станции с магазином и заправщиками выбирают люди, которым важны сервис и дополнительные услуги. Если человеку необходимо только быстро заправиться, его потребности закрывают автоматические станции».

Тренд на самостоятельность клиента получил развитие — сейчас в разработке собственная касса самообслуживания, где помимо оплаты топлива планируется добавить самостоятельную покупку продуктов питания. Полноценный кассовый модуль собираются закончить уже этим летом.

«Цифровизация позволяет собирать большое количество данных. Одни помогают нам лучше понимать клиента и предлагать ему ещё более интересные товары и услуги. Другие — более эффективно эксплуатировать оборудование. Кроме того, цифровые сервисы помогают нам ещё тщательнее контролировать параметры и качество топлива», — резюмирует Олег Кузьменков.