Научиться • 6 августа 2025
Как не выбесить коллег в рабочем чате: новый цифровой этикет
Как не выбесить коллег в рабочем чате: новый цифровой этикет


Текст: Татьяна Дворцова
Фото: Unsplash
Рабочие чаты могут объединять всю компанию, отдельные подразделения или проектные команды. Чаты помогают руководителям оперативно доносить задачи, делиться информацией или получать быстрые отчеты о состоянии дел. Но когда сообщений слишком много, чаты начинают раздражать и отвлекать от работы — той самой, для которой их создавали. 46% россиян получают от 10 до 30 рабочих сообщений в час — и отмечают, что это приводит их к тревожности, снижению концентрации и выгоранию. По данным Аналитического центра «АльфаСтрахование», 72% россиян устали от рабочих чатов и мечтают выйти из них.
Новая цифровая учтивость — в том, чтобы коммуникация была уместной и краткой. Как решить рабочий вопрос в мессенджере, не раздражая коллег? В статье разберем, какие правила нужно соблюдать.
Рабочие чаты могут объединять всю компанию, отдельные подразделения или проектные команды. Чаты помогают руководителям оперативно доносить задачи, делиться информацией или получать быстрые отчеты о состоянии дел. Но когда сообщений слишком много, чаты начинают раздражать и отвлекать от работы — той самой, для которой их создавали. 46% россиян получают от 10 до 30 рабочих сообщений в час — и отмечают, что это приводит их к тревожности, снижению концентрации и выгоранию. По данным Аналитического центра «АльфаСтрахование», 72% россиян устали от рабочих чатов и мечтают выйти из них.
Новая цифровая учтивость — в том, чтобы коммуникация была уместной и краткой. Как решить рабочий вопрос в мессенджере, не раздражая коллег? В статье разберем, какие правила нужно соблюдать.
В корпоративном чате каждое ваше сообщение читает много людей. Эти люди работают над своими задачами, и отвлекать их не по делу — дурной тон. Допустимо: сообщить новость, быстро задать вопрос, расписать задачи и сроки. Плохо: кидать в чат мемы или сообщения не по существу.
Много сообщений по одному слову означают автоматную очередь из оповещений. Рано или поздно участники чата поставят его на беззвучный режим или отключат пуши. Это нежелательно, потому что информация в рабочих чатах важна для выполнения текущих задач. Если сообщение ушло только что — добавляйте детали через опцию «Изменить».
Как быть, если у вас несколько вопросов? Сформулируйте и отправьте тему в одном сообщении, дождитесь конца обсуждения, затем посылайте следующее сообщение с новой темой. И уж точно не стоит посылать сообщение со списком всех вопросов внутри. Функция «Цитировать» отнимает на несколько секунд больше времени, чем функция «Ответить».
Пользуйтесь функцией «Ответить» или «Цитировать», чтобы зафиксировать контекст ответа. Так участники чата смогут сориентироваться, даже если по объективным причинам в чате обсуждают несколько вопросов одновременно.
Прежде чем задавать вопрос в общем чате, проверьте, не содержится ли нужная информация в интернете, в корпоративных системах или других источниках.
Голосовые не дают получить информацию сразу, потому что создают дополнительные сложности для получателей. В отличие от текста, его не сможет моментально открыть и прослушать коллега, который сидит на совещании или работает в опен-спейсе. Кроме того, слушать дольше, чем читать. Напишите о проблеме текстом или договоритесь на краткий созвон.
Даже если вы отлично шутите, не стоит делать это в рабочем чате. Вы недостаточно знаете ваших собеседников, чтобы понимать, какие шутки будут удачны, а какие нет. Для шуток, мемов и дружелюбного троллинга заведите неформальный чат.
Уважайте график ваших коллег и их право на отдых. Уточните в чате, в какие часы можно писать по рабочим вопросам, а в каких случаях лучше посылать отложенное сообщение. Особенно это актуально, когда все работают в удаленном режиме и с гибким графиком. Если уже поздний вечер и ваша задача не горит — поставьте отложенное.
Мессенджеры предназначены для мгновенного обмена информацией. Сообщения, оставшиеся без ответа на несколько часов, вызывают беспокойство — видел ли адресат информацию, не случилось ли с ним что-то, не нужно ли позвонить. Не дожидайтесь звонка — если ответ требует времени, напишите, когда сможете дать обратную связь.
Слишком дружеский тон не даст коллегам воспринять ваше сообщение серьезно, когда вам будет нужно сообщить что-то действительно важное. Не используйте много сленга, эмодзи и неформальных приветствий. Строгий официальный стиль тоже не нужен — в относительно неформальной среде мессенджера он может быть воспринят как агрессия.
Напечатанные слова не передают эмоции, тон голоса, выражение лица. Один и тот же текст люди могут воспринять по разному, и обстановка накалится. Кроме того, ваш онлайн-спор может отвлечь коллег от работы. Если в чате возникли разногласия, обсудите их на оффлайн-встрече или на видеозвонке.
У каждой компании есть свои правила, допустимые темы, регламенты, которые сотрудники используют в рабочих чатах. Однако общие нормы цифрового этикета — это базовые правила, на которых строится культура компании. Наблюдайте, как ведут себя другие участники переписки, и не делайте того, чего не хотели бы получить в свой адрес.