Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит

Научиться • 17 июля 2025

Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит

Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит

Текст: Наталья Ларионова

Фото: Unsplash


Если банк неожиданно приостанавливает доступ к деньгам, компания теряет возможность платить поставщикам, выдавать зарплату и рассчитываться с государством. Это может парализовать работу даже на несколько недель.

В статье разберем, как быстро решить проблему и как снять блокировку счетов.

Если банк неожиданно приостанавливает доступ к деньгам, компания теряет возможность платить поставщикам, выдавать зарплату и рассчитываться с государством. Это может парализовать работу даже на несколько недель.

В статье разберем, как быстро решить проблему и как снять блокировку счетов.

Блокировка расчетного счета налоговой инспекцией

Если счет заблокировала налоговая, это не значит, что деньги пропали. Они на месте, но вы не сможете ими воспользоваться, пока не устраните нарушение, послужившее причиной. Такое ограничение называется информационной блокировкой — его применяют, когда компания нарушила налоговые правила.

Вот основные причины, по которым налоговая может заблокировать счет.

  • Не сдали налоговую отчетность. Если вы не отправили декларацию, форму 6-НДФЛ или расчет по страховым взносам (РСВ) в течение 20 дней после установленного срока, ФНС автоматически приостанавливает операции по счету.
  • Не уплатили налоги или страховые взносы. Если вы не заплатили вовремя, ФНС сначала выставляет требование об уплате. Если вы его проигнорируете — она вправе приостановить операции по счету. Сначала заблокируют сумму долга. Если средств нет, то банк удерживает инкассовое поручение (распоряжение налоговой на списание долга со счета) и все последующие поступления будут автоматически списываться до полного погашения задолженности.
  • Не подтвердили получение писем от налоговой. ФНС может направить требование через разные каналы: в личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.gov.ru, через оператора электронного документооборота (например «1С-Отчетность», «Контур», «Такском»), на корпоративную электронную почту, по бумажной почте (на юридический адрес организации или ИП), а также через личный кабинет на «Госуслугах», если он подключен. Даже если сообщение не открыть, оно считается полученным через шесть рабочих дней после отправки. После этого запускается механизм блокировки.
  • Не обновили информацию о компании. Например, вы сменили директора или юридический адрес, но не внесли изменения в ЕГРЮЛ или не сообщили об этом в банк.
  • Не подали сведения по сотрудникам. Это может быть форма СЗВ-М, СЗВ-ТД, отчет в Пенсионный фонд РФ или Фонд социального страхования РФ, данные о доходах или трудовых книжках.
Источник Unsplash

Причины блокировки расчетного счета со стороны банка

Иногда доступ к счету ограничивает не налоговая, а банк. Он обязан отслеживать подозрительные операции, особенно после вступления в силу закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Наиболее частые причины блокировки счета банком

  • Резко выросли обороты. Если вы раньше проводили 200 тыс. руб. в месяц, а потом внезапно начали получать миллионы, банк вправе поинтересоваться, откуда такие суммы.
  • Часто переводите деньги физлицам. Переводы подрядчикам, консультантам и фрилансерам — это нормально. Но если суммы вдруг увеличатся, банк может заподозрить, что вы выводите деньги или маскируете зарплаты.
  • Используете расчетный счет не по назначению. Расчетный счет — это инструмент для ведения бизнеса. Если вы переводите с него крупные суммы на свою карту и сразу снимаете наличные, это вызывает подозрения.
  • Работаете с подозрительными контрагентами. Если ваши поставщики или клиенты — организации с признаками компаний-однодневок (нет сайта, нет офиса, нет сотрудников).
  • Не представили документы по запросу банка. Банк вправе запросить договор, акт или счет-фактуру по конкретной операции. Если не ответить вовремя или отправить неполные данные — возможна блокировка или даже расторжение договора банковского обслуживания.

Банк обязан контролировать деятельность клиента. Если что-то вызывает сомнения, он имеет право временно ограничить операции, запросить документы и даже прекратить сотрудничество.

Что делать при блокировке счета

Если вы обнаружили, что счет заблокирован, не паникуйте, действуйте быстро и последовательно. Вариантов блокировки два — со стороны налоговой или банка.

Если заблокировала налоговая

  • Выясните причину блокировки. Проверьте личный кабинет на сайте ФНС или электронную почту. Если у вас бумажный документооборот, загляните и в физический почтовый ящик: налоговая могла отправить заказное письмо.
  • Устраните проблему как можно скорее. Если не сдали отчет — отправьте декларацию, если есть долг по налогам — оплатите его. Если не видели письма и обнаружили его только сейчас, подтвердите факт получения или объясните, почему не ответили раньше.
  • Напишите в налоговую пояснение, если требуется перенос срока платежа. Например, можно попросить отсрочку, если есть временные финансовые трудности. Подробные рекомендации и образцы документов можно найти на сайте ФНС.
  • После устранения причины налоговая должна снять блокировку в течение одного рабочего дня. Если этого не произошло, звоните в налоговую инспекцию и уточняйте статус.

Если заблокировал банк

  • Запросите точное объяснение ситуации. Часто банк направляет клиенту уведомление с указанием, почему произошла блокировка. Если такого сообщения нет, позвоните в поддержку или своему менеджеру в банке. Уточните, какие документы требуется представить. Банк обязан объяснить, в чем причина, и сообщить, какие документы нужны.
  • Представьте все необходимые документы. Обычно это договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ и иные бумаги, которые доказывают законность ваших операций.

Не затягивайте с ответом. Если долго игнорировать запросы банка, он может не только блокировать счет продолжительное время, но и расторгнуть с вами договор банковского обслуживания.