Жить • 6 июня 2025
Идея «15-минутный город»: революция в градостроительстве или очередная утопия?
Идея «15-минутный город»: революция в градостроительстве или очередная утопия?
Текст: Виталий Романов
Фото: Unsplash
Этой концепции всего девять лет, но застройщики уже включают ее в стандарты, о ней говорит Сергей Собянин, а ее создатель Карлос Морено строит свой «15-минутный Париж» в должности советника мэра французской столицы. В профессиональном сообществе отношение к ней, в целом, благосклонное, но есть и критики. Выясняем, способна ли эта теория действительно изменить современное градостроительство.
Этой концепции всего девять лет, но застройщики уже включают ее в стандарты, о ней говорит Сергей Собянин, а ее создатель Карлос Морено строит свой «15-минутный Париж» в должности советника мэра французской столицы. В профессиональном сообществе отношение к ней, в целом, благосклонное, но есть и критики. Выясняем, способна ли эта теория действительно изменить современное градостроительство.
Автор концепции Карлос Морено в интервью группе С40 — глобальной сети, объединяющей почти 100 мэров ведущих городов мира, — описал ее так: «Идея предлагает городскую структуру, основанную на близости: компактный и устойчивый город коротких расстояний. Цель — улучшить качество жизни, сосредоточив внимание на гиперблизости основных повседневных потребностей, добраться до которых от дома можно за 15 минут пешком или на велосипеде».
Идею «15-минутный город», вернее, район очень хочется принять за универсальный подход к развитию мегаполисов, который, наконец, выработало человечество. С другой стороны, повальное увлечение этим принципом может оказаться просто модой, которая так же быстро и пройдет. Впрочем, пока концепция Морено в тренде и не спешит сдавать позиции.
Скажем прямо: город, где до всего рукой подать, кажется идеальным. Большой театр в каждом районе, конечно, не построишь, но почти все остальное — в пешей доступности: магазины, школы, поликлиники, салоны красоты, кафе, фуд-корты, фитнес-залы, парк. Чистый воздух предполагается и в городской застройке — ведь люди здесь больше ходят и меньше ездят.
Пространство организовано в пользу пешеходов и микротранспорта, машины же и прочий большой транспорт отступают под натиском прогулочных зон, велодорожек и закрытых для сквозного проезда дворов.
Но главный фактор не объекты и маршруты, а люди. Преобразившаяся среда призвана изменить образ жизни людей, сплотить их, сделать комьюнити драйвером развития.
Горожанам предлагают совместное пользование, или шеринг, всем, чем только можно: от велосипедов до общественных пространств — к которым, к тому же, применяется многофункциональный подход. Библиотеки и музеи, школы и детсады в нерабочее время могут использоваться как переговорные или, допустим, коворкинги. Ярмарка или концерт вечером во дворе школы — здесь это нормально.
Сближать жильцов должна и возможность голосовать за те или иные проекты благоустройства. То есть самим принимать решения, где будут магазины, где склады, а где производственные площадки. Или, например, стоит ли во дворе открыть летний кинотеатр.
Стимулирование появления в районе рабочих мест для его жителей — тоже важный пункт концепции в противовес обычной схеме «работа в центре — дом в спальном районе».
Рабочие места около дома, правда, оказались слабым звеном. Идея Морено стала популярной в пандемию с ее изоляцией и повальной удаленкой, которая, казалось, будет всегда («жизнь больше не станет прежней!»).
Но ковид прошел, и многие снова ездят в офис, туда, где нашли работу получше, а не непременно в свой район, сколько ни создавай тут рабочие места.
Высказываются и другие сомнения. Ограничение 15-минутной доступностью — это ограничение выбора товаров и услуг, школ и детских садов. Потоки людей через дворы — это дискомфорт для жильцов соседних домов. Высокая концентрация социальных объектов — это большие текущие затраты. А если не будет денег? Вспоминается заброшенная советская инфраструктура.
Децентрализация мегаполисов — одна из главных идей Морено, но многие видят в ней опасность. Возникла даже теория заговора, что это только поначалу изолированность не будет создаваться искусственно, а потом придется ездить в соседний район чуть ли не по пропускам. Шутки шутками, но в Оксфорде пару лет назад даже был шумный митинг против такой перспективы.
Митинговали там и против разделения районов на богатые и бедные. Ведь и сейчас в местах получше селятся люди состоятельные, вытесняя жителей с меньшими доходами, и децентрализация, как предполагается, усугубит проблему.
Впрочем, антиутопии бояться рано: это лишь опасения и фантазии. Тогда как реализованные проекты уже можно потрогать руками и даже в них пожить.
Проект превращения всего мегаполиса в сеть районов с 15-минутной доступностью, о котором мечтает Морено, по факту полностью нигде не реализован, в том числе, и в Париже, где свои идеи воплощает сам возмутитель градостроительного спокойствия. В каких-то городах есть отдельные районы, где-то — частичная реализация концепции в значительной части города.
Во французской столице активно расширяют пространства для пешеходов и велосипедистов, строят десятки километров новых прогулочных зон и велодорожек, сужая зону комфорта для автомобилистов (которые даже судятся с мэрией). В связи с многофункциональностью обычно упоминаются спортплощадки и зеленые зоны в школьных дворах, которые в выходные дни доступны для всех.
В Барселоне придумали свой подход — «суперкварталы», включающие в себя по несколько обычных городских кварталов. Внутри них езда на машине, в основном, запрещена, за исключением нескольких улиц. Высвободившиеся таким образом пешеходные зоны становятся местами досуга — отдыха, прогулок, игр и развлечений.
Есть идеи, которые только ждут своего воплощения. Это Мельбурн, где строят «20-минутные кварталы». Это Копенгаген, в пределах которого и вовсе должен появиться «5-минутный город». Здесь, в одной из признанных велосипедных столиц мира, речь идет скорее о велосипедной доступности, но 5 минут все равно впечатляют.
…То окажется, что идея Морено в значительной мере реализуется и в Москве. Тут тоже множатся пешеходные зоны и велодорожки за счет сокращения проезжей части, тоже соблюдается доступность базовой социальной инфраструктуры. А платформа «Активный гражданин» позволяет жителям голосовать за воплощение в жизнь тех или иных проектов.
Про реализацию концепции «15-минутный город» прямым текстом заявил мэр Москвы Сергей Собянин, говоря о стройке между стадионом «Динамо», ипподромом и Ходынским полем. Это будет компактный район (менее 1 кв. км) со школами, детскими садами, поликлиникой и спорткомплексом в пешей доступности, с местами для пешеходных и велопрогулок.
Хорошим тоном стало говорить о «15-минутном городе» среди российских застройщиков. Соблюдение модной концепции анонсируют в ряде новых микрорайонов, расположенных как на окраинах Москвы, так и ближе к центру, например, на территории бывшего ЗИЛа. Есть компании, которые и вовсе включили эту концепцию в свои стандарты.
Стоит отметить, что Москва рамками упомянутой концепции не ограничивается. Здесь пешая доступность к инфраструктуре не подразумевает изолированности районов друг от друга. Напротив, активное развитие самых разных видов транспорта позволяет быстро перемещаться на большие расстояния. В российской столице, похоже, решили, что одно другому не мешает.
На самом деле додумались. Та же советская застройка демонстрирует принцип частично схожий с идеей Морено: в каждом небольшом районе строились школа, детский сад, поликлиника, спортивные площадки. Правда, это не избавило крупные советские, а, по наследству, и российские города от спальных районов и маятниковой миграции.
На Западе попытки фиксируются с 1898 года, когда Ховард в своей культовой книге «Garden Cities of Tomorrow» предложил построить воспетый позже Маяковским город-сад. В дальнейшем идеи подобных районов предлагались не раз и не два, да и сам Карлос Морено признает, что идея не нова. Хотя трудно отрицать, что он дал ей новое прочтение.
В десятку попал именно Морено. Возможно, дело действительно в пандемии. Или в благосклонности мэра Парижа с ее донкихотской фамилией Идальго и стремлением сразиться с вечными болезнями мегаполиса. Или в несовершенстве прежних концепций. Или в неготовности старого общества, помешанного на небоскребах и автомобилях. А может, просто пришло время.
Время и станет главным испытанием для идеи парижского мечтателя. Посмотрим, доживет ли она хотя бы до 2040-го с запланированными на этот год «45-минутным мегаполисом» в Сингапуре и дерзким «5-минутным городом» в Копенгагене. Или до «20-минутного» Мельбурна в 2050-м. Оценить прочность и долговечность идеи можно только из будущего.