Разобраться • 4 октября 2024

Рынок доставки: как бизнес изменил наши привычки потреблять и какие главные тренды на доставку ждут нас в будущем

Рынок доставки: как бизнес изменил наши привычки потреблять и какие главные тренды на доставку ждут нас в будущем

Текст: Елизавета Пикулицкая


Современный человек уже не может представить свою жизнь без доставки. Курьеры выручали нас во время пандемии и продолжают делать это до сих пор: многие люди уже забыли, каково это — ходить в магазин. Inc. разобрался, как изменился рынок за последние несколько лет и какие глобальные тренды на доставку существуют сегодня.

Сложно представить, что всего пять-шесть лет назад наш паттерн потребительского поведения грандиозно отличался наших действий сегодня. Если в прошлом желание перекусить сопровождалось походом в магазин или поиском ближайшего ресторана, то сейчас одна из самых привлекательных опций для любого, кто хочет сэкономить время (а иногда, — и деньги), — доставка еды. А теперь прибавьте к этому маркетплейсы и прочие службы логистики, ведь зачем куда-то ехать, если можно немного подождать и курьер сам позвонит в дверь.

Глобальный рост

Чтобы отследить, как и почему изменилось наше потребительское мышление, можно обратиться к данным. Рынок доставки и по сей день развивается семимильными шагами, а компании, делая ставку на эти сервисы, многократно увеличили капитализацию рынка всего за пять последних лет.

Бизнес активно следит за рынком, чтобы оперативно реагировать на его запрос, задействуя всевозможные big data-подходы, — это необходимо, чтобы составить полный портрет своей аудитории, а также отслеживать падение спроса. Сегодня на рынке доставки проводятся всевозможные исследования, связанные с e-commerce и релевантными сервисами. Началось все в пандемию.

Согласно данным, предоставленным «Коммерсанту» аналитической компанией Infoline, еще в 2016–2017 гг. число онлайн-продаж продовольственных товаров по отношению к рознице было на уровне 0,1% с объемом продаж 12 и 18 млрд руб. В предпандемийный год этот показатель увеличился до 43 млрд. руб., а уже в 2020 году цифра выросла в 3,5 раза, достигнув 383 млрд. руб.

Тренд, зародившийся в кризисное время, продолжается и сегодня: в 2023 году доля онлайна достигла 4% от розницы и продажи составили 918 млрд руб. — это в 75 раз больше показателей 2016 года. Что ждет рынок доставки в конце 2024-го, еще предстоит узнать, но за первый квартал цифра уже на отметке в 310 млрд.

Рост популярности рынка электронной коммерции подтверждает и заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс» Мария Мартынова. Она отмечает, что популярность обеспечивали пункты выдачи заказов (ПВЗ). Эта модель работы привлекала логистической доступностью и дешевой или вовсе бесплатной доставкой.

Мария Мартынова,

заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс»

«Безусловно, e-commerce в РФ пришел задолго до пандемии, но такой формат шопинга получил массовый охват аудитории, когда мы все узнали о COVID. Развивается модель доставки в ПВЗ (пункт выдачи товаров) и почтоматы. Покупатель не ждет курьера, а самостоятельно забирает товар из выбранной точки, как правило, рядом с домом, офисом — в шаговой доступности. Такая доставка дешевле и проще».

Люди и цифры

Глобально ситуация на рынке в кризисное время способствовала аномальному росту инвестиций в эту сферу. Такой быстрый и неожиданный переворот настолько незаметно создал для нас изменения, что кажется, доставка почти всегда была такой доступной.


Как менялись числовые показатели на самом деле, видно из исследования рынка питания от «Тинькофф». По данным с 2020 по 2023 год аналитики отмечают рост охвата аудитории и доли клиентов в возрасте до 25 лет с 16 до 32%. Помимо этого, появился и портрет целевой аудитории рынка e-grocery — женщины от 20 до 39.

Когды мы не могли выходить на улицу, доставка стала (вынужденно) доступнее, а позже бизнес понял, как сделать из этого модель. Так, средний чек снизился на 45% с 2 188 руб. в январе 2020-го до 1 088 руб. в марте 2023 года. А вот количество заказов, наоборот, выросло: с 1,3 раз в месяц в 2020-м до четырех раз в месяц на начало 2023 года.

Еще одни важные числовые показатели из этого исследования — количество клиентов в центральной части России: в июне 2023 года 40% клиентов были из Москвы и Московской области. Однако, по данным Infoline, в 2024 настала очередь регионов. Михаил Бурмистров, основатель и генеральный директор Infoline, считает, что именно из-за замедления роста рынка в Москве крупные игроки стали перебираться в другие города. Сегодня, по данным Бурмистрова, активнее всего доставка развивается в Сибири и на Дальнем Востоке.

Бум маркетплейсов

Еще один большой сегмент рынка доставки — маркетплейсы и сервисы логистики. В эту категорию попадают FMCG-товары (Fast Moving Consumer Goods — англ., товары повседневного спроса: продукты питания, бытовая химия, товары личной гигиены. — Прим. ред.) одежда, техника, зоо- и автотовары. И у них дела тоже идут хорошо.

Согласно исследованию от Data Insight, которым поделились «Ведомости», в 2023 году российский онлайн-ретейл вышел на новый уровень: два отечественных маркетплейса — Ozon и Wildberries — вошли в топ-10 крупнейших мировых площадок по количеству активных сессий. Wildberries, занявший 9-е место в мировом рейтинге, фиксировал в среднем 343 млн посещений в месяц, а Ozon (10-е место) — 316 млн. В России на эти две площадки пришлись 78% всех заказов во втором полугодии 2023 года.

Помимо Ozon и Wildberries, самыми крупными площадками в России с оборотом более 100 млрд руб. в год также являются «Яндекс.Маркет» и «Мегамаркет». На эти четыре компании пришлись 92% всех интернет-заказов в России, а их совокупный оборот достиг внушительной суммы 4,4 трлн руб.

Мария Мартынова из «Курьер Сервис Экспресс» также подчеркивает, что популярность маркетплейсов пришлась на период, когда спрос был значительно выше предложения, а товары в магазинах и в e-com подорожали из-за роста цены на логистические услуги.

Мария Мартынова,

заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс»

«В 2022-м году серьезной трансформации подвергся рынок продавцов, а, следовательно, в корне изменилось и предложение для покупателя. Мы наблюдали массовый уход с рынка привычных иностранных брендов и заметное подорожание товаров, так как изменилась цепь поставок в РФ и выросла их себестоимость. В топ по популярности вышли маркетплейсы: к этому моменту такие крупные игроки как Wildberries, Ozon, „Яндекс Маркет“, уже имели развитую сеть ПВЗ и эффективную курьерскую доставку до двери. На своих витринах они представили ассортимент, в других магазинах в моменте недоступный либо более дорогой».

Кроме того, появился «параллельный импорт» — ввоз в РФ продукции ушедших иностранных производителей. «И эти товары в большом объеме начали доставляться через маркетплейсы», — отмечает Мартынова.

Тренды

Согласно данным Infoline-аналитики, российский рынок онлайн-торговли обладает значительным потенциалом для роста: Ozon прогнозирует увеличение своего GMV (Gross Merchandise Value — англ., совокупная стоимость товаров, проданных на торговой площадке за определенный период, без учета возвратов, обменов и скидок. — Прим. ред.) на 70% в 2024 году, а Wildberries — на 60%.

Сервисы доставки еды тоже не отстают: руководитель «Яндекс.Еды» и «Деливери» Евгений Анищенков заявил, что в 2024 году компания ожидает рост рынка доставки готовой еды на 20–25%. По прогнозам компании, объем средств в этой сфере превысит 600 млрд руб.

О тенденции будущего роста рынка сообщают и другие специалисты. Генеральный директор сервиса «Яндекс Доставка» Тембот Керефов указывает, что приоритет сервисов доставки сейчас — скорость и удобство для клиентов, поэтому экспресс-доставка будет еще быстрее, а сервисы продолжат пользоваться data-driven подходами, чтобы угодить рынку.

Тембот Керефов,

генеральный директор сервиса «Яндекс Доставка»

«Онлайн-каналы продаж становятся неотъемлемой частью успешного развития бизнеса, а компании, не представленные в онлайне, становятся неконкурентоспособными. Российский рынок e-commerce продолжит свое развитие, так как популярность онлайн-шопинга будет только увеличиваться, потому что покупатели все больше привыкают к удобству этого сценария».

Как следствие, спрос на экспресс-доставку также будет расти: с каждым днем все чаще покупатели желают получить свои онлайн-заказы как можно быстрее, а маркетплейсы, в свою очередь, все больше вкладываются в удобство онлайн-покупок с экспресс-доставкой, добавил Керефов. Быстрая доставка становится неотъемлемым сценарием не только онлайн-покупок, но и повседневной жизни, а рынок доставки — более консолидированным.

Это подтверждает и директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков, отмечая, что полный переход в онлайн бизнесу не грозит, однако наиболее эффективным способом для компаний будет работа как через офлайн-сегменты, так и в e-com.

Алексей Мерзляков,

директор по маркетингу DPD в России

«По прогнозам McKinsey, к 2026 году на live-шопинг будет приходиться 20% глобальных онлайн-покупок. Покупателям по-прежнему будет нравиться, когда им показывают и рассказывают о товаре. То есть офлайн-покупки не уйдут в небытие. Поэтому можно ожидать, что интеграция онлайн- и офлайн-каналов, создание омниканальных стратегий и улучшение сервисов доставки будут оказывать значительное влияние на будущее ретейла, делая его более гибким и удобным для потребителей».

Однако существует и ряд проблем, которые могут замедлить стремительный рост сервисов электронной коммерции и доставки. Тембот Керефов считает, что главными сдерживающими факторами являются дефицит транспорта и кадров, — первый особенно влияет на рост конечной услуги. По словам эксперта, e-commerce в значимой степени влияет на увеличение потребности бизнеса в услугах доставки любых форматов, не только экспресс.

Тембот Керефов,

генеральный директор сервиса «Яндекс Доставка»

«На рынке сейчас есть два типа игроков: компании, готовые платить исполнителям больше, чтобы привлекать больше курьеров; а также компании с более консервативным подходом, которые не могут позволить себе увеличить траты на оплату труда. В результате более активные игроки переманивают исполнителей у менее гибких компаний. Рост затрат на логистику для бизнеса отражается на конечной стоимости доставки для покупателя. Но не все покупатели готовы платить больше за доставку. Как правило, готовность доплатить за быструю доставку зависит от целей покупателя. Если онлайн-заказ не нужен „здесь и сейчас“, то покупатель с высокой долей вероятности выберет стандартную доставку без необходимости переплачивать за срочность — например в пункт выдачи заказов».