Новости

11 отличий корпоративной культуры IT-стартапа и крупной компании

Стартапы отличаются от огромных корпораций не только масштабом: сменив одну компанию на другую, вы можете попасть в параллельную реальность, правила которой вас наверняка удивят. Forbes публикует рассказ Сергея Козлова, который после многих лет работы в крупных компаниях пришел в развивающийся IT-проект.

Первое, на что обращает внимание Козлов, — дресс-код. Сотрудники небольшой компании считают иконами стиля Стива Джобса в его черной кофте и джинсах и Марка Цукерберга в серой футболке. «На самом деле на первых презентациях Apple Джобс тоже был в смокинге и бабочке, но кто это помнит?», — говорит Козлов. В крупных компаниях даже разрешение не надевать костюмы по пятницам считается чем-то необычным. В итоге строгие пиджаки пришлось повесить в шкаф.

Фото: lifehack.org

Еще одно отличие — офис. В этой сфере авторитетом уже многие годы остается Google. Козлов признает, что настольные игры, уют и печеньки могут помочь командному духу, но постоянный шум отвлекает от работы.

Кроме того, сотрудники молодых компаний и корпораций по-разному относятся к рабочему времени. В компаниях-гигантах к соблюдению дедлайнов и работе по вечерам все привыкли, а в маленькой часто звучат требования уважать личное время. Конечно, отмечает Козлов, это не касается тех, кто сохранил дух стартапа и все еще горит, считая нужным работать где угодно и сколько угодно.

Также заметна разница в бюджете, и речь не о его размерах. В крупных компаниях все спланировано на год, если не больше, а в небольших иногда приходится решать, как в бюджет укладывается завтрашний тренинг.

Следующее отличие — карьерный рост. В IT сотрудник может за год сменить несколько должностей и занять одну из руководящих, а может занимать одну и ту же позицию пять лет.

С распределением обязанностей тоже все по-разному. В крупной корпорации ты с каждым отдельным вопросом обращаешься в разные отделы, потому что у всех своя функция. Сотрудники маленьких компаний универсальны, они помогают разобраться с проблемой, даже если ее решение не входит в их обязанности.

Еще одно отличие — обращение сотрудников друг к другу.


секргей козлов

«Сложно представить, чтобы в компании-стартапе люди обращались друг к другу по имени-отчеству вне зависимости от должности. Это будет очень фальшиво звучать. Все на ты и по имени, цивилизованно, по-европейски. А вот когда в ОМЗ у нас появились люди из Газпромбанка с рингтонами кремлевских курантов на телефонах, то без подчеркнутого уважения было никак».

Кроме того, меняются рамки дозволенного. Если сотрудников большой компании отчитают за курение, они, вероятно, согласятся с руководством.


Сергей козлов

«В IT-сфере очень бережное отношение к запретам. Однажды я запретил использование «телеграма» на работе (отключили доступ через вай-фай в офисе), чтобы все сосредоточились на доработке и пользовались только корпоративным чатом. Тогда сисадмин в знак протеста уволился, сказав, что не потерпит превращения компании в тюремную структуру».

Также в глаза бросается отсутствие службы безопасности. Если воровать нечего, ничего не нужно охранять.

Следующее отличие, отмеченное Козловым, — отношение к новым технологиям. В корпоративном секторе все по-прежнему читают почту, в маленьких компаниях — нет.

Последнее — матерная речь. К ней Козлов так и не привык. В корпорациях руководство крайне редко выражается при своих сотрудниках.

Inc. рассказывал о том, чем отличается корпоративная культура Apple и Google и почему в первой на все предложения отвечают «нет» по умолчанию, а во второй разрешают делать что захочешь и выдают разноцветные велосипеды.