Новости

2 млрд рублей составил объем российского рынка краудфандинга в 2016 году

Всего регулятор проанализировал деятельность 10 крупнейших краудфандинговых площадок за прошлый год, среди которых planeta.ru, boomstarter.ru, kroogi.com, thankyou.ru, rusini.org и Smipon.ru. По данным Центробанка, механизмом «народного финансирования» (краудфандинг от сrowd — толпа и funding — финансирование) сегодня пользуется 10 тысяч россиян. 

В Центробанке пришли к выводу, что у краудфандинга в России большой потенциал роста. «Потенциал развития краудфандинга как модели взаимодействия кредиторов и заемщиков без участия финансового посредника обусловлен прежде всего быстрым развитием интернета, возможностью мгновенных дистанционных переводов и формированием различных сред, поддерживающих и развивающих формы социального инвестирования», — прокомментировали результаты исследования в пресс-службе Центробанка.  

Рисков мошенничества регулятор в ходе мониторинга не выявил. «По итогам анализа отчетности, предоставляемой в Центробанк, не выявлено признаков формирования финансовых пирамид либо предпосылок для совершения мошеннических действий среди краудфандинговых площадок», — сообщили в пресс-службе Банка России. 

Мониторинг рынка краудфандинга Центробанк провел впервые, хотя такие системы работают уже несколько лет. До сих пор рынок никем не регулируется. Проведенная оценка его емкости — первый шаг в этом направлении. У регулятора есть «дорожная карта» по развитию финансового рынка на 2016–2018 годы, которая предусматривает начало взаимодействия с такими площадками. 

Участники рынка прогнозируют его дальнейший рост. Как рассказали в пресс-службе компании «Яндекс-деньги», за одиннадцать месяцев 2016 года с помощью этого платежного сервиса люди перевели на благотворительность и краудфандинг около 665 млн рублей. Это на 47% больше, чем за такой же период 2015 года.  

На planeta.ru сборы в 2016 году выросли на 45% по сравнению с годом ранее, сообщил гендиректор и сооснователь компании Федор Мурачковский. По его данным, 20% средств, собранных на planeta.ru, пользователи переводят на социальные нужды. Например, широкий резонанс вызвал проект по сбору средств на частичное финансирование разработки вакцины от рака. «Кроме того, активно поддерживают творческие проекты: 19% средств на нашей платформе привлекают музыкальные кампании и 17% — съемки видео и анимация. Сейчас мы плотно работаем над развитием сферы бизнеса и технологий», — отметил Мурачковский. 

Гендиректор planeta.ru убежден, что дальнейшему росту популярности «народного финансирования» будет способствовать развитие малого бизнеса и социального предпринимательства. «Все большее количество предпринимателей будут использовать этот инструмент, чтобы развивать свой бизнес. Уже сейчас инвесторы обращают внимание на стартапы, которые реализуют краудфандинговые кампании, и чем успешнее они это делают, тем выше шанс привлечь инвестиции», — пояснил Мурачковский. 

По прогнозам управляющего партнера АО «2К» Тамары Касьяновой, в конце 2017 года объем рынка краудфандинга достигнет 4 млрд рублей. По оценкам зампреда Локо-банка Андрея Люшина, с 2018 года сегмент будет показывать рост в 15–30% ежегодно. 

Мировой объем краудфандинга, по данным Crowdfunding Industry Report, в 2015 году равнялся $35 млрд. Львиная доля пришлась на кредитование Р2Р — финансирование частными лицами частных лиц — $25 млрд. 

Ранее Inc. сообщал, что российские пользователи стали активнее делать взносы через краудфандинговые платформы. Рост объема вложенных в краудфандинг средств в 2016 году, по сравнению с 2015-м, подтвердили представители проектов Planeta.ru (на 27%) и Boomstarter.ru (на 40%), а также сервис онлайн-оплаты «Яндекс.Деньги» (на 70%). Выросло и число тех, кто переводит деньги на подобные проекты.