Исследование «Х5 Клуба», программы лояльности торговых сетей «Пятерочка» и «Перекресток», доставки суши и роллов «Много Лосося» и онлайн-гипермаркета Vprok, показало, что каждый второй россиянин хотя бы раз оставлял товары на кассе, передумав их покупать.
При этом каждый пятый сочувствует таким «брошенным» товарам. Аналитики программы лояльности «Х5 Клуб» провели опрос среди 2 894 покупателей торговых сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в возрасте от 18 лет. Результаты исследования находятся в распоряжении редакции Inc.
Чуть меньше половины (43,4%) респондентов оставляют товар один раз в полгода, больше трети — как минимум раз в год (37%). 15% опрошенных «бросают» продукты ежемесячно. Регулярно отказываются от товаров на кассе 1% покупателей.
Чаще всего (65,6%) бросают продукты, если выясняется, что их цена отличается от указанной на ценнике или если они не пробиваются. В 21,6% случаев товар просто разонравился. 15,7% покупателей оставляют продукты просто потому, что им не хватило денег на покупку.
При этом советы окружающих и сотрудников магазина не влияют на это решение. Реже всего отказываются от продукта, если люди из очереди советуют его не покупать (0,9%) или продавец предлагает альтернативу (2,3%).
Сумма чека также имеет значение. Чаще всего от товаров отказываются те покупатели, чей чек превышает 10 тыс. руб. (68%) и те, кто готов потратить до 500 руб. (52%). В среднем участники опроса рассказали, что на один поход в магазин тратят до 3 тыс. руб.
Выяснилось, что легче всего россияне расстаются со сладостями. 50,4% покупателей оставляют на кассе снеки, а 32,5% ― алкоголь и другие напитки (28,7%). Столько же (32,5%) опрошенных легко расстаются с бакалеей, 21,3% — с молочными продуктами, а также орехами, овощами и фруктами (20,1%). При этом 22,5% готовы отказаться от товаров для животных и 30,5% респондентов — от средств для уборки. 32,1% респондентов выложат из корзины готовую еду. А вот отказаться от товаров здорового питания готовы только 3,7% потребителей.
58,3% респондентов признались, что ощущают беспокойство, если приходится оставить товар. Каждый десятый заявил о максимальном уровне тревоги в этот момент. 12,8% опрошенных испытывают среднее волнение, а 42,7% — вообще не чувствуют дискомфорта. 68% россиян ответили, что им все равно, что о них подумают другие, когда они отказываются от покупки.
Несмотря на то что многие оставляют товары на кассе, купить брошенную шоколадку или чипсы не готов почти никто. Только 6% респондентов ответили, что согласны приобрести оставленные продукты. Немного больше таких людей среди тех, кто и сам порой отказывается от товара, ― 9% опрошенных.
При этом 49,4% россиян не испытывают сожаления или сострадания, когда видят «брошенные» на кассе продукты. Даже из тех, кто испытывает сочувствие, только 11,5% покупают их.
До этого аналитики провели опрос среди 1 251 респондента в возрасте 24 лет и старше из российских городов с населением от 100 тыс. человек. Опрос показал, что в 2023 году каждый пятый россиянин (19%) стал реже пользоваться сервисами доставки. При этом более четверти опрошенных по-прежнему покупают продукты исключительно в сервисах доставки.