Аналитики платформы hh.ru выяснили, как россияне относятся к работе в малом бизнесе и какие преимущества и риски они видят при трудоустройстве в небольших компаниях. В опросе приняли участие 1,5 тыс. работников и соискателей по всей России. hh.ru поделилась его результатами с редакцией Inc.
Оказалось, для большинства россиян размер компании при трудоустройстве имеет значение. 72% респондентов оценили этот критерий на 3,7 балла из 5 возможных. Меньше других размер компании важен для респондентов в возрасте от 45 до 54 лет (29%) и от 55 лет и старше (43%).
При этом 43% опрошенных предпочитают работать в компаниях малого бизнеса. Это предприятия со штатом до 100 сотрудников. В основном небольшие компании предпочитает молодежь (50%) в возрасте 18–24 лет, а также респонденты от 45 до 54 лет (49%) и от 55 лет (53%). Маркетологи (59%), административный персонал (55%), а также сотрудники сферы транспорта и логистики (50%) чаще выбирают малый бизнес в качестве работодателя. При этом почти две трети выбрали бы работу в крупной компании.
Более половины (54%) россиян находят работу в небольших компаниях привлекательной, 28% опрошенных с ними не согласны, а 17% затруднились с ответом. Трудоустройство на предприятиях малого бизнеса чаще привлекает жителей Краснодарского края (78%), Татарстана (60%), Санкт-Петербурга (59%), Самарской (59%) и Московской (58%) областей и, скорее, непривлекательно почти для каждого третьего жителя столицы. Такие компании чаще выбирают маркетологи (58%), работники транспорта и логистики (56%), сферы розничной торговли (52%) и административный персонал (51%).
Среди основных преимуществ трудоустройства в малом бизнесе россияне выделяют прежде всего большую, чем в крупных компаниях, значимость каждого сотрудника (60%) и атмосферу в коллективе (59%). Респонденты также часто говорили об отсутствии бюрократии (48%), гибкости рабочих процессов (44%) и возможности быстрее реализовать себя (43%). Чуть реже опрошенные называли меньшее число этапов собеседований, более быстрый процесс трудоустройства, интересные проекты и опыт, а также возможности для обучения.
По мнению тех, кто предпочел бы работать в крупной компании, или среди тех, кого не привлекает работа в маленькой компании, основной недостаток работы в малом бизнесе — это непрогнозируемые карьерные перспективы (68%). Потенциальных сотрудников также отпугивает серая зарплата (50%) и неизвестность компании на рынке труда (50%). При этом меньше всего соискателей волнуют факторы, связанные с соцпакетом и обустройством офиса. Пересмотреть свое отношение к работе в малом бизнесе могли бы более высокий, чем в крупных компаниях, уровень зарплаты (85%), наличие интересных проектов (56%), график работы (53%) и удобное месторасположение (52%).
«Несмотря на мнение, что карьеру в малом бизнесе не построишь, наш опрос показал, что больше половины россиян готовы работать в небольших компаниях. А тех, кто категорически не рассматривает для себя такой формат трудоустройства, — всего 3%. В опросе выявлены основные факторы, которые могли бы повлиять на 25% тех, кто, скорее, сомневается при выборе между небольшой и крупной компанией. Это поможет тысячам компаний малого бизнеса по всей стране определить свои преимущества перед корпорациями и успешно конкурировать за людей в условиях дефицита», — сказала Оксана Субботина, эксперт hh.ru по найму в малом бизнесе.
Сервис «Работа.ру» выяснил, как россияне относятся к удаленному формату работы и почему они выбирают такой формат. Выяснилось, что треть россиян (33%) в этом году хотели бы работать удаленно. Чуть меньше половины опрошенных хотели бы перейти на удаленный формат работы, чтобы лучше высыпаться, а 45% связывают это с желанием проводить больше времени с семьей.