По информации АСИ, 71% предпринимателей отметили, что за последние два года открыть новую компанию стало значительно легче. В частности, отпала потребность в нотариальном заверении подписи владельца бизнеса.
Опрос показал, что выросло число предпринимателей, которые знают о законах, уменьшающих административные барьеры, и активно ими пользуются. Так, в конце мая 2016 года в Налоговый кодекс РФ были внесены поправки, позволяющие экспортеру заявить налоговый вычет по мере принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии по ним счетов-фактур. Около 80% опрошенных предпринимателей уже успешно применяют общий порядок начисления и уплаты НДС в отношении экспортных операций.
В то же время электронной системой регистрации прав на недвижимость, работающей в России с 2015 года, пока воспользовались только 5% респондентов. 72% по привычке обращаются в МФЦ.
Опрос также показал, что каждый четвертый предприниматель, пытающийся зарегистрировать право собственности в электронном виде, сталкивается со сложностями при оформлении электронной цифровой подписи (ЭЦП). Кроме того, для электронной регистрации юридического лица, прав собственности, для передачи отчетности в налоговую, пенсионный фонд или фонд социального страхования предпринимателю нужны разные ЭЦП. Чтобы подать таможенную декларацию или принять участие в электронных торгах, тоже требуются отдельные цифровые подписи. В целом для того, чтобы предпринимателю начать пользоваться онлайн-сервисами только по 5 видам деятельности, ему необходимо около 40 тысяч рублей. Из-за высокой стоимости подключения к электронным ресурсам мелкий бизнес по-прежнему пользуется преимущественно бумажными носителями.
«Проблемы, с которыми сталкиваются многие предприниматели, оформляя ЭЦП, — лишь один из наглядных кейсов, демонстрирующих необходимость задуматься о стимулировании более активного перехода бизнеса на электронный формат взаимодействия с госорганами», — отметил руководитель департамента мониторинга предпринимательских инициатив направления «Новый бизнес» АСИ Дмитрий Воронков. По его словам, сейчас активно прорабатывается возможность введения понижающего коэффициента при уплате государственной пошлины — когда предприниматель, регистрируя компанию или собственность в электронной форме, заплатит меньше по сравнению с более привычным, бумажным способом подачи документов.
В ходе исследования было опрошено свыше 3800 представителей малого и среднего бизнеса из всех регионов России. Они оценили практику правоприменения нормативных документов, изданных в рамках «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы. Исследование затронуло такие сферы, как регистрация предприятий, строительство, налоговое и таможенное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, подключение к энергосетям, регистрация собственности, а также конкуренция, регуляторная нагрузка, оценка и доступ предприятий малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний.
Напомним, Россия заняла 40 место в новом рейтинге Doing Business 2017. Его составляет Всемирный банк, оценивая условия ведения бизнеса в различных странах. В первую тройку вошли Новая Зеландия, Сингапур и Дания. Россия расположилась между Болгарией (она выше) и Венгрией. По подсчетам Всемирного банка, за год российские власти провели только одну реформу, облегчающую жизнь предпринимателям.