По данным исследования Platforma, уход многих зарубежных брендов с российского рынка никак не повлиял на покупательское поведение почти половины (43%) опрошенных. Об этом сообщает Platforma в своем пресс-релизе, который предоставлен редакции Inc.
Опрос проводился среди 1 204 респондентов в возрасте 18 лет и старше с помощью анкетирования в сентябре 2023 года в крупных городах с населением от 100 тыс. человек.
У трети опрошенных поменялось в худшую сторону отношение россиян к ушедшим брендам. Около четверти (28%) сохранили нейтралитет в этом вопросе, 29% отмечают, что восприятие ушедших компаний осталось позитивным, а 8% — что отношение к таким брендам улучшилось. Большинство респондентов (62%) тратили прежде до 10 тыс. руб. ежемесячно на товары брендов, покинувших российский рынок, и четверть (25%) — до 20 тыс. руб. Расходы на отечественные марки сегодня распределяются так же: 60% — до 10 тыс. руб. и 25% — до 20 тыс. руб. соответственно. Данные иллюстрируют, что расходы на категорию в целом остаются стабильными несмотря на смену брендов и отношение к ушедшим игрокам.
73% россиян рассказали, что их устраивают бренды-аналоги ушедших иностранных продуктов. Из них 29% отметили, что товары российского производства не уступают по качеству зарубежным, а 14% ответили, что отечественные продукты даже лучше иностранных.
Доля респондентов, отметивших, что в указанных категориях отечественные производители успешно заместили ушедшие иностранные бренды:
- 33% — в продуктах питания,
- 26% — в товарах для дома,
- 23% — в одежде и обуви,
- 18% — в технике и электронике (18%),
- 16% — в косметике (16%).
Цена (31%) и доступность (24%) российских товаров являются ключевыми преимуществами перед зарубежными аналогами, по мнению россиян. Среди прочих сильных сторон опрошенные отметили качество продукции (18%), экологичность (13%) и уникальность товаров (13%).
В то же время, по мнению 16% респондентов, российские товары уступают зарубежным аналогам, но при этом пользоваться ими можно. Лишь 11% не устраивает качество отечественных продуктов. Хуже всего, по мнению опрошенных, российским компаниям удалось заменить товары для отдыха (11%) и автомобили (10%). Говоря о недостатках российских аналогов иностранных брендов, пятая часть (21%) назвали низкое качество товаров, по 17% — инновационную отсталость и их низкую престижность. По мнению 15% опрошенных, недостатков у отечественных аналогов нет.
Об ухудшении отношения покупателей к иностранным брендам говорит и то, что четверть россиян (24%) не рады перспективе возвращения ушедших с российского рынка компаний. В то же время почти столько же (23%) ждут возвращения иностранных брендов на полки отечественных магазинов. При этом 23% выразили безразличие к зарубежным компаниям, а каждый десятый (12%) отметил, что уже пользуется российскими аналогами, которые его полностью устраивают. Интересно, что, по мнению 28% россиян, возвращение иностранных брендов негативно повлияет на развитие отечественной отрасли.
До этого стало известно, что почти каждый десятый россиянин совершает панические покупки на фоне новостей. Каждый четвертый сталкивался с компульсивными покупками — ради процесса, а не товара. Каждый пятый респондент признался в незапланированных импульсивных покупках.