Alibaba Group Holding Ltd отменила первичное размещение акций своего логистического подразделения Cainiao в Гонконге, отложив сделку стоимостью более $1 млрд, что стало неожиданным шагом, сообщает Bloomberg.
Это уже второй случай, когда Alibaba отказывается от IPO одного из своих основных бизнесов, что вносит еще большую неопределенность в реструктуризацию, начавшуюся в прошлом году и сменившую курс после внезапного ухода бывшего генерального директора Дэниела Чжана.
Изначальный план по разделению компании на шесть самостоятельных подразделений заключался в том, чтобы они могли самостоятельно привлекать капитал. Теперь цель состоит в том, чтобы объединить операции для развития основного коммерческого направления, одновременно распродавая непрофильные активы, такие как доли в платформе социальных сетей Bilibili Inc. и производителя электромобилей Xpeng Inc.
Alibaba отменила долгожданный IPO, поскольку экономические потрясения в стране и неопределенность в сфере регулирования оттолкнули инвесторов от гонконгских выходов на открытый рынок. Председатель совета директоров Джозеф Цай назвал рынок «довольно депрессивным» и сказал, что они не позволили бы Cainiao получить капитал, необходимый для глобальной экспансии.
Alibaba, которой принадлежат 64% акций Cainiao, теперь планирует выкупить все оставшиеся акции, принадлежащие инвесторам и сотрудникам, за $3,75 млрд, поглотив быстрорастущую компанию в рамках своей более широкой деятельности в сфере онлайн-ретейла.
Компания решила ограничить отвлекающие факторы, связанные с выходом Cainiao на биржу, и вместо этого реинвестировать средства в развитие бизнеса, который в последние кварталы опережал другие подразделения благодаря своему международному присутствию. «Учитывая сложные условия рынка IPO, нам стало ясно, что публичное размещение Cainiao сейчас или в обозримом будущем не будет соответствовать стратегии нашей группы, — сказал Цай аналитикам. — Достижимая оценка также не будет соответствовать стратегической оценке Cainiao, которую мы считаем на данный момент».
Alibaba все еще борется с фундаментальными вопросами, связанными с интернет-компанией, которую Джек Ма основал два десятилетия назад и превратил в самую дорогую корпорацию Китая, прежде чем пандемия и карательные антимонопольные меры Пекина свели на нет ее рост. С тех пор компания уступила свою долю рынка таким конкурентам, как PDD Holdings Inc. и ByteDance Ltd.
Компания опубликовала более низкий, чем прогнозировалось, рост выручки за декабрьский квартал — на 5%, что намного ниже темпов предыдущих лет. «Это неожиданный поворот, ведь еще несколько месяцев назад Alibaba говорила о стратегической важности Cainiao, — говорит Айви Ян, основатель консалтинговой компании Wavelet Strategy и бывший менеджер Alibaba. — Решение отменить IPO Cainiao еще больше подорвет доверие инвесторов к усилиям Alibaba по реструктуризации, ее способности продолжать создавать акционерную стоимость, а также к вопросу о том, является ли IPO по-прежнему возможным для Alibaba Cloud».
Выкуп Alibaba оставшихся 36,3% акций дочерней компании Cainiao способствует росту электронной коммерции в Китае и за рубежом, поскольку компания синхронизирует стратегические планы для этих трех высокоинтегрированных бизнесов. Сумма предложения оценивает Cainiao по мультипликатору 0,71x от цены к выручке, что на 26% ниже среднего показателя логистических компаний, таких как SF Holding, ZTO, JD Logistics и J&T.
Компания использует привлеченный капитал для финансирования программы выкупа акций на сумму $25 млрд и инвестиций в технологии — от облачных вычислений до искусственного интеллекта. Во вторник Цай заявил, что Alibaba сосредоточится на интеграции различных бизнесов и восстановлении своего доминирования на рынке, а не на проведении IPO.
Когда китайская интернет-компания отказалась от листинга своего облачного подразделения стоимостью $11 млрд в 2023 году, руководители также утверждали, что они должны оставаться сосредоточенными на бизнесе, а не на том, что Цай назвал «финансовым инжинирингом». Однако последнее решение отказаться от размещения акций Cainiao может разочаровать некоторых инвесторов, надеявшихся получить кусочек одного из международных подразделений Alibaba.
Компания Cainiao Smart Logistics Network Ltd., которая обрабатывает большую часть миллионов посылок, ежедневно генерируемых бизнесом электронной коммерции Alibaba, была оценена примерно в $10,3 млрд при выкупе миноритарными акционерами. Эта компания считается движущей силой как китайского торгового бизнеса Alibaba, так и быстро растущего международного подразделения, включающего сингапурскую компанию Lazada и популярный сайт выгодных покупок Aliexpress.
Cainiao — что в переводе с китайского означает «новичок» или «любитель» — ставит перед собой цель доставлять посылки в Китай за 24 часа, а в любую другую точку мира — за 72 часа, говорится на ее сайте. Компания обслуживает более 300 международных маршрутов, сотрудничая более чем с 3 тыс. логистических партнеров.
В прошлом году Alibaba также отложила планы по запуску своей продуктовой сети Freshippo. Ее уход с рынков капитала совпадает с растущей неопределенностью, поскольку Пекин борется с кризисом в сфере недвижимости, потерей доверия иностранных инвесторов и, как следствие, экономическим спадом в Китае. В то же время предприятиям, ориентированным на внутренний рынок, приходится бороться за рост прибыли из-за ослабления доверия потребителей.
IPO Cainiao в Гонконге отложено, в то время как IPO на других рынках, включая США и Африку, похоже, готовы к подъему. На прошлой неделе две технологические компании Reddit Inc. и Astera Labs Inc., а также швейцарская компания по уходу за кожей Galderma Group AG вышли на биржу благодаря спросу инвесторов, в результате чего цены на их акции резко выросли. Однако во вторник Alibaba не дала никаких признаков того, что она заинтересована в возобновлении попыток листинга в других странах.
По словам Цая, Alibaba, которая после нескольких лет безудержных инвестиций контролирует обширный портфель активов, сейчас активно ищет возможность продать некоторые из этих непрофильных активов.
Ранее на гонконгской бирже акции Alibaba упали на 7% , после того как китайский технологический гигант отчитался о неутешительных показателях продаж и объявил о приостановке планов по листингу двух своих подразделений. Председатель совета директоров Джозеф Цай заявил, что, «учитывая сложные рыночные условия», группа компаний не торопится со сроками первичного публичного размещения акций (IPO) логистического подразделения Cainiao и своей продуктовой сети Freshippo.