«Средние и малые предприятия не заинтересованы в реализации программ с крупными корпоративными НПФ, они нуждаются в разработке специализированных продуктов и предоставлении расширенных возможностей контроля за размещением пенсионных средств», — подчеркивается в обращении альянса. По словам президента НПФ «Империя» Алексея Морозова, малые фонды более договороспособны, ориентированы на предоставление оптимальных условий даже для небольшой компании-партнера, продолжает издание. По данным «Коммерсанта», АНПФ направил в ЦБ обращение с инициативой введения особого режима регулирования для малых и региональных фондов с активами менее 2 млрд рублей в конце прошлой недели.
95% от общего объема пенсионных резервов всех НПФ (1 трлн рублей на конец прошлого года) приходится на долю крупнейших фондов и их партнеров, прежде всего госкорпораций — РЖД, «Газпром» и других, приводит газета данные АНПФ. По состоянию на 30 сентября 2016 года, у 32 НПФ (из действующих на тот момент 80 фондов) размер имущества не превышал 2 млрд рублей. Суммарные активы этих фондов незначительно превышали 20 млрд рублей, что составляло менее 1% от общих активов российских НПФ. При этом количество участников фонда было менее 330 тысяч человек, или чуть более 6% от общего числа участников НПФ, уточняет издание.
Расходы на выполнение повышающихся требований регулятора к риск-менеджменту, капиталу (минимальные требования — 50 млн рублей, с 2019 года показатель увеличится до 150 млн рублей) и преобразованию в АО небольшим НПФ не потянуть, отмечает газета. Для таких фондов АНПФ просит особый режим регулирования: сохранение в форме некоммерческих организаций, сниженние требований к размеру капитала, совмещение сотрудниками функций риск-менеджмента, внутреннего контроля и комплаенс. «Контроль за соблюдением малыми фондами дополнительных ограничений инвестиционной деятельности и раскрытием информации о составе собственников может быть возложен на СРО», — цитирует издание обращение АНПФ.
Ограниченная лицензия позволяет реализовать пенсионную программу с минимальными затратами, заключает «Коммерсант». В настоящий момент рассматриваются разные варианты ограничения возможностей НПФ в инвестировании — от радикального (только депозиты в системообразующих банках и ОФЗ) до более либерального (полная аналогия пенсионным накоплениям), рассказал изданию президент АНПФ Сергей Беляков.
При этом участники рынка не видят особых конкурентных преимуществ небольших фондов в борьбе за корпоративных клиентов. Гендиректор Национального НПФ Светлана Касина в разговоре с газетой отметила, что сейчас и крупные фонды максимально ориентированы на привлечение новых клиентов. «По программам НПО ничто не мешает подобрать оптимальный для корпоративных клиентов план», — приводит «Коммерсант» слова Касиной. Причем у НПФ с большим портфелем издержки на реализацию корпоративных планов будут ниже, резюмировала глава Национального НПФ. Кроме того, как отмечает издание, спрос компаний на услуги НПФ также сдерживают объективные трудности в экономике и отсутствие соответствующих бюджетов корпоративных клиентов.
На фоне снижения ставок по депозитам фондам придется перекладываться в ценные бумаги, прежде всего в корпоративные облигации, рассказывает издание. «Этот тренд усиливает и принципиальная позиция регулятора об инвестировании средств НПФ в реальный сектор. Серьезно сэкономить на экспертизе вложений, риск-менеджменте или комплаенс небольшим игрокам при этом вряд ли удастся», — сообщил газете директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. Даже с переходом в особый режим регулирования на фоне постоянного роста расходов выбор для небольших фондов невелик — растворение в составе крупной группы, консолидация нескольких небольших НПФ или уход с рынка. Какой из этих сценариев будет реализован, по оценке Юрия Ногина, станет понятно в течение ближайших двух лет.