Новости

Amazon открыла супермаркеты Fresh после годового простоя, но многие магазины остаются пустыми

Генеральный директор Amazon Энди Джасси приостановил расширение линейки Fresh в феврале 2023 года после того, как магазины не оправдали ожиданий компании. После долгого перерыва Amazon начал открывать новые магазины своей сети супермаркетов Fresh. По данным городских властей и местных новостных сообщений, по меньшей мере 22 супермаркета Fresh по всей стране остаются пустыми, несмотря на завершение строительства, сообщает CNBC.

С 2022 года магазин Fresh в Бенсалеме, штат Пенсильвания, выглядел готовым к открытию. Но месяц за месяцем он пустовал, а на вывеске с видом на пустую парковку красовался знакомый логотип Amazon в виде улыбки. «Я все думал, что он откроется, но этого не произошло, — рассказал Джо Ноулз, президент совета поселка Бенсалем. — Он был готов к открытию».

Магазин Bensalem — один из немногих новых магазинов Fresh, которые Amazon запустила за последние месяцы, это первые новые магазины с тех пор, как компания остановила расширение франшизы более года назад. С июня Amazon открыла еще семь магазинов, и в этом году и в следующем ожидается открытие еще большего количества магазинов. Компания заявила, что она также запускает пять переделанных магазинов в Иллинойсе и Калифорнии.

Это последнее достижение в череде то возобновляющихся, то затухающих усилий Amazon стать лидером на рынке, к которому компания шла 17 лет, достигнув кульминации в приобретении Whole Foods за $3,7 млрд в 2017 году, крупнейшей сделке компании за всю ее историю.

Несистематический подход Amazon порой был направлен на расширение ее миссии «магазина всего», а порой был сосредоточен на том, чтобы сделать высококачественную продукцию более доступной. В некоторых случаях рынки стали «испытательным полигоном» для технологий в магазине. При всем этом в 2023 году Amazon заняла всего 1,4% рынка продуктов питания США по сравнению с Walmart (23,6% ) и Kroger’s (10%), по данным Numerator. Доля Amazon не изменилась с 2021 года.

Представитель Amazon заявил, что данные Numerator, которые измеряют только продажи продуктов питания и напитков в продуктовых магазинах, не отражают долю компании на рынке, поскольку не включают непродовольственные товары, такие как бумажные полотенца и чистящие средства, которые обычно заказываются онлайн.

Fresh Supermarkets — часть портфолио, которое также включает магазины Go и доставку в тот же день для участников Prime. Ранее в этом году компания также запустила безлимитную подписку на доставку продуктов в США. Недавно Amazon представила новую собственную торговую марку Amazon Saver, в которую входят такие товары, как сироп для блинов, мясные деликатесы и консервы, в основном по цене менее $5.

Сеть Fresh дебютировала в первые месяцы пандемии Covid. Amazon открыла первый такой магазин в сентябре 2020 года, намереваясь предлагать более низкие цены, чем Whole Foods. Компания добавила стойки приема посылок, а также кассы без кассиров и голосовые дисплеи, позволяющие покупателям спрашивать у Alexa идеи рецептов или помощь в поиске товаров.

Amazon достиг 46 точек Fresh по всему миру к началу 2022 года. Но планы расширения столкнулись с усилиями генерального директора Энди Джасси по сдерживанию расходов, поскольку быстро меняющиеся макроэкономические условия вынуждали к резкому сокращению. Amazon ввела массовые увольнения, начиная с 2022 года, и закрыла некоторые из своих новых, менее проверенных проектов.

В феврале 2023 года Джасси объявил на квартальном отчете о доходах, что Amazon планирует закрыть некоторые супермаркеты Fresh и магазины Go. Он также приостановил дальнейшее расширение присутствия Fresh, пока компания не определит формат магазина, который найдет отклик у покупателей и «где нам понравится экономика», сказал Джасси.

С сокращениями численности персонала Amazon возвращается в режим инвестирования и вливает ресурсы в Fresh, открывая новые магазины после улучшения опыта и тестирования переработанного формата в конце прошлого года в некоторых местах Калифорнии и Иллинойса. Руководители Jassy и Amazon Fresh признали, что для роста своего и без того «очень большого» продуктового бизнеса компании необходимо большее присутствие в стационарных магазинах.

В 2022 году только 11% продаж на рынке продуктов питания США стоимостью $1,6 трлн были совершены онлайн. Это намного ниже уровня проникновения электронной коммерции в других категориях, таких как потребительская электроника, где 41% покупок совершались онлайн, согласно данным Jefferies. «Компании должны иметь физическое присутствие, чтобы быть крупными в продуктовом секторе», — написали аналитики банка в заметке.

В рамках редизайна магазина Fresh компания Amazon создала более красочную компоновку и добавила киоски с пончиками и кофе Krispy Kreme. В апреле компания заявила, что уберет технологию касс без кассира Just Walk Out из своих магазинов Fresh в США и рынков Whole Foods в пользу компьютеризированных Dash Carts, которые отслеживают и подсчитывают товары, когда клиенты совершают покупки.

Amazon сообщила, что увидела рост покупок и более высокие оценки удовлетворенности клиентов в перепроектированных местах. Компания заявила, что рассчитывает выборочно открывать новые места Fresh с течением времени на основе отзывов покупателей.

«Нам очень нравятся первые результаты, — сказал Джасси в отчете о доходах компании за первый квартал, имея в виду обновленные магазины Fresh. — Они действительно значительно лучше почти по всем параметрам. Пока еще рано и есть над чем поработать, но нам нравится то, что мы там видим».

Тем не менее, по данным интервью с городскими чиновниками и местных новостных сообщений, по меньшей мере 22 супермаркета Fresh по всей стране остаются пустыми или закрытыми, несмотря на завершение строительства. Задержка открытия или отмена спровоцировали по меньшей мере пять судебных исков.

Арендодатели в Пенсильвании, Нью-Джерси, Нью-Йорке, Флориде и Вашингтоне заявили, что компания нарушила свой контракт, расторгнув договор аренды, а некоторые стороны потребовали возмещения ущерба на десятки миллионов долларов.

Согласно судебным документам, в прошлом году Amazon достигла соглашения с владельцами недвижимости во Флориде и Вашингтоне. Адвокаты, представляющие владельцев недвижимости, не ответили на запросы о комментариях. Amazon отказалась комментировать статус магазинов Fresh, которые остаются закрытыми.

Amazon начала реконструкцию одного из простаивающих на данный момент магазинов в 2021 году, а вывески появились в следующем году. Но на дверях все еще висят таблички «скоро открытие». Компания сообщила должностным лицам Rancho Mirage и Albanese Cormier, владельцу торгового комплекса, что ожидает открытия магазина в 2025 году, сказал Тед Вейл, член городского совета.

Вейл отметил, что не так много компаний могут позволить себе просто оставить здание без эксплуатации на долгие годы. «У Amazon так много денег, что если они вложат в проект $10 млн, $20 млн, $30 млн и решат не продолжать, пусть так и будет, — сказал Вейл. — Это не будет критерием, который удержит их от выхода».

Также Amazon недавно открыла двери супермаркета Fresh. Магазин был полностью построен к лету прошлого года. Брент Тилл, аналитик Jefferies посетил магазин Fresh через неделю после открытия и сказал, что в супермаркете был «удивительный» выбор, а общую атмосферу он описал как «стерильную». «Вы заходите в магазин Amazon Fresh в Розвилле, и у вас такое чувство, будто вы находитесь в винном погребе из нержавеющей стали, — сказал Тилл. — В магазине нет никаких украшений, это просто гигантское здание».

Тилл дал акциям Amazon рейтинг «покупать», но он говорит, что в продуктовом сегменте компания тратит много денег, чтобы конкурировать с «одним из самых низкорентабельных бизнесов на планете». Однако он назвал данный бизнес одним из самых высокобюджетных в повседневной жизни, и именно поэтому он четко вписывается в более широкую стратегию Amazon в области розничной торговли. «И если вокруг возвратов Amazon возникнет синергия, если они смогут сделать их более уникальными, то кто знает, как все сложится», — сказал Тилл.

Ранее сообщалось, что Amazon нанимает трех основателей Covariant, стартапа, работающего над ИИ для складской робототехники, и получает неисключительную лицензию на их модели ИИ. Covariant останется самостоятельной, но трое основателей и часть сотрудников перейдут в Amazon.