Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Новости

Аналитики: ввод новых торговых центров в регионах достигнет десятилетнего минимума


В 2017 году в регионах России может быть введено 698 тысяч м2 качественных торговых площадей — минимум за последние десять лет и на 25% ниже показателя 2016 года, говорится в исследовании компании «Магазин магазинов». Девелоперы уходят из регионов из-за снижения активности покупателей и ретейлеров, сообщает «Коммерсант».

Похожие прогнозы дают в Cushman & Wakefield. По словам Евгении Сафоновой, аналитика отдела исследований компании в регионах России в этом году будет введено 700 тысяч м2 торговой недвижимости, что почти на 15% меньше предыдущего антирекорда, зафиксированного в 2009 году (822,24 тысячи м2). В CBRE общую площадь, пригодную к аренде и заявленную к вводу в 2017 году, оценивают в 542 тысячи м2, что на 37% меньше уровня 2016 года.

Ввод региональной торговой недвижимости планомерно сокращается с 2014 года, когда было введено 1,88 млн м2, ссылается издание на данные «Магазина магазинов». По итогам 2015 года показатель сократился на 45%. В прошлом году падение оценивалось в 12,2%.

Падение объемов строительства в регионах связано с опасениями девелоперов относительно небольших городов: проекты в них застройщики и ретейлеры воспринимают как рискованные, рассказала газете Диана Зазнобина, которая в компании руководит направлением «Торговые центры». По оценкам консультантов, в общей структуре ввода новой торговой недвижимости в 2016 году доля небольших городов (до 300 тысяч человек) сократилась с 19% до 9%, средних (300-500 тысяч жителей) — с 15% до 13%. При этом доля Москвы выросла с 26% до 38%, Санкт-Петербурга — с 2% до 5%. «Ретейлеры массово корректируют планы по развитию, сокращая площади и количество магазинов в регионах, спроса на новые помещения просто нет», — сообщил изданию директор департамента консалтинга, аналитики и оценки S.A. Ricci Александр Морозов.

Снижение интереса розничных сетей к регионам происходит на фоне снижения покупательской активности, продолжает газета. Так, по расчетам Watcom, посещаемость торговых центров в январе-феврале 2017 года сократилась в Екатеринбурге на 9,7%(в годовом выражении), в крупных городах Поволжья — на 5%. Аналитик отдела исследования Cushman & Wakefield Евгения Сафонова называет снижение объемов ввода торговых площадей результатом политики, которую девелоперы реализуют с 2015 года: с этого времени анонсировались единичные проекты, в эксплуатацию сдавались объекты, реализация которых началась ранее. 

Ранее Inc. сообщал, что доля свободных площадей в премиальных офисах Москвы достигла трехлетнего минимума. В апреле стало известно, что магазины розничной торговли возвращаются на Тверскую улицу после реконструкции и кризиса. Inc. передавал, что отмечается рост спроса на аренду торговых площадей на Кузнецком Мосту, Большой Дмитровке, Маросейке, Никольской, Покровке, Петровке и в Столешниковом переулке. С января по май текущего года доля свободных площадей на центральных улицах снизилась до 5,2%, тогда как в 2016 году их было больше: 6,3%. 

В 2016 году размер потенциальной скидки на рынке торговой недвижимости в сфере уличной торговли сократился на 44%, пришли к выводу оценщики из компании Swiss Appraisal в России и СНГ. Inc. писал, что цена на аренду офисов класса А в Москве снизилась на 19%. В пределах МКАД 1 м2 в прошлом году стоил 23,5 тысячи рублей. Для сравнения, в 2015 году аналогичное пространство обошлось бы арендатору в 29 тысяч рублей. 

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России