Avito, ivi и ЦИАН пожаловались на «Яндекс» в ФАС из-за того, что компания скрывает конкурентов в выдаче
Сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру», Drom.ru, 2ГИС и Zoon пожаловались в ФАС на злоупотребление доминирующим положением «Яндекса». Компании недовольны тем, что «Яндекс» отдаёт приоритет своим сервисам с помощью «колдунщиков». Это элементы поисковой выдачи, отвечающие на запрос пользователя на странице с результатами после рекламы и перед органической выдачей.
По словам заявителей, к «колдунщику» допущены только сервисы «Яндекса», но не конкурирующих в этих сегментах компаний, сообщает «Коммерсант», ознакомившийся с жалобой. В результате пользователи переходят на проекты «Яндекса», а другие компании «теряют трафик и вынуждены больше тратить на продвижение».
В пресс-службе «Яндекса» «интерактивные ответы» («колдунщики») назвали мировым отраслевым стандартом. У них нет преимуществ перед органической выдачей, и они не закреплены на первых позициях по умолчанию, отметили в компании. «Некоторые авторы обращения» запрещают размещение конкурентов у себя, добавили в «Яндексе».
«„Яндекс” не обязан бесплатно продвигать сторонний сервис, если ссылка на него не в органической выдаче. С другой стороны, когда в „колдунщиках” возникают только сервисы „Яндекса”, у ФАС действительно могут возникнуть вопросы», — говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
«Колдунщики» работают как бесплатный аналог контекстной рекламы без сопутствующей отметки, объясняет директор по технологиям Media Direction Group Александр Папков. Они позволяют компании с максимальной конверсией «накачивать» свои сервисы и услуги новым клиентам с флагманского продукта — поиска, добавляет он.
В июле 2019 года Avito, ЦИАН и «2ГИС» и другие сервисы потребовали от «Яндекса» прекратить ограничивать доступ к их сервисам. По их мнению, компания нарушает закон о конкуренции.