Страховой институт дорожной безопасности, оценивающий легковые автомобили и внедорожники, изучил так называемые передовые системы помощи водителю, такие как Tesla Autopilot, и признал их недостаточно эффективными. Эти системы объединяют в себе различные датчики и технологии, чтобы помочь водителю удержать автомобиль в полосе движения и избежать столкновения с другими транспортными средствами. Обычно такие системы работают только на автомагистралях, некоторые из них позволяют водителю убрать руки с руля, но все они требуют от водителя постоянного внимания к дороге и окружающим автомобилям.
Из 14 систем, протестированных агентством, 11 получили «плохую» оценку, включая автопилот Tesla и так называемые системы полностью автономного вождения. На самом деле они не являются полностью автономными, но, в отличие от автопилота и почти всех других подобных систем, предназначены для использования на городских и пригородных дорогах.
Организация также оценила системы громкой связи от Ford и Nissan как «плохие». Система Super Cruise от General Motors была названа «недостаточной». И только Teammate with Advanced Drive от Lexus получила оценку «приемлемо». Отметим, что это на шаг ниже наивысшей возможной оценки Страхового института — «хорошо».
«Некоторые водители считают, что частичная автоматизация облегчает длительные поездки, но доказательств того, что она делает вождение более безопасным, мало, — сказал в своем заявлении президент института Дэвид Харки. — Как показали многочисленные аварии, вместо соответствующих мер безопасности она может создавать новые риски».
Национальная администрация безопасности дорожного движения федерального правительства в настоящее время не регулирует такого рода системы. Это одна из причин, по которой наша организация создает такие рейтинги, сказал Харки. «Пришло время заполнить этот пробел в регулировании, помочь автопроизводителям создавать более безопасные системы, а потребителям понять, что на самом деле представляют собой эти системы и в чем различия между ними», — сказал он.
Многие из систем получили низкие оценки за недостатки в мониторинге внимания водителей. В Страховом институте заявили, что ни одна из 14 протестированных систем не справляется с задачей контроля внимания водителя.
В автомобилях, где за вниманием водителя следит внутренняя камера, институт проверил, что происходит, если эта камера намеренно блокируется или если водитель слишком надолго отводит взгляд от дороги. Некоторые системы также контролируют, держит ли водитель руль, поэтому испытатели протестировали, что произойдет, если водитель отпустит руль на более продолжительное время.
В таких системах, как Super Cruise от GM и ProPilot Assist от Nissan, которые позволяют водителю надолго отрывать руки от руля, испытатели также держали в руках блок, напоминающий мобильный телефон. Таким образом проверялось, может ли система обнаружить, что руки водителя не готовы схватить руль в экстренной ситуации.
Испытатели Страхового института также проверили, что произойдет, если водитель потеряет способность к управлению. Это вызывает реальную озабоченность, поскольку автомобиль с автоматизированной системой вождения может просто продолжать движение на высокой скорости и никто не будет его контролировать. Согласно данным организации, если водитель не вмешается в управление в течение 35 секунд после предупреждения, автомобиль должен начать замедляться, а также самостоятельно связаться с экстренными службами. По результатам тестов, из всех протестированных систем только Super Cruise от GM справилась с подобной ситуацией должным образом.
Некоторые автопроизводители фактически предлагают функции адаптивного вождения, которые институт считает небезопасными. Например, системы Tesla и GM могут самостоятельно менять полосу движения, не спрашивая водителя, хочет ли он перестроиться. Это происходит, если другая полоса кажется более быстрой, чем та, на которой находится автомобиль в данный момент. По словам Харки, это небезопасно, потому что еще больше отвлекает водителя от управления. Он считает, что водитель должен по крайней мере получать запрос на смену полосы движения, даже если автомобиль может справиться с этим маневром самостоятельно.
«Поскольку новые автомобили все чаще оснащаются более совершенными системами помощи водителю, усилия, подобные отчету Страхового института дорожной безопасности о рейтинге частичной автоматизации, важны для обеспечения более надежных и унифицированных мер безопасности», — говорится в заявлении GM.
Поскольку эти системы не являются средствами безопасности, их нельзя использовать, когда фактические функции безопасности отключены или не используются, считают в организации. Например, если ремни безопасности не пристегнуты или автоматическое экстренное торможение выключено, такие системы должны быть отключены. Лишь немногие из систем соответствовали этим критериям, заявили в организации.
Ford отметил, что его автомобили оснащены системой, напоминающей водителям о необходимости пристегнуть ремни безопасности, и что, по собственным данным компании, автомобили, использующие BlueCruise, в 10 раз реже отклоняются от своей полосы движения, говорится в заявлении автопроизводителя. «Мы тесно сотрудничаем со Страховым институтом с тех пор, как BlueCruise был представлен в 2021 году, — сказали в Ford. — Хотя мы не согласны с выводами отчета, мы примем во внимание его оценку при разработке будущих обновлений».
Система автопилота Tesla была протестирована институтом перед отзывом в декабре 2023 года, когда обновление программного обеспечения позволило усовершенствовать предупреждения водителю. По словам Харки, организация продолжит следить за выходом нового программного обеспечения и будет периодически проводить повторные испытания.
Илон Маск назвал «глупым» предполагаемый поджог, из-за которого на заводе Tesla в Берлине было остановлено производство. Взявшая на себя ответственность за инцидент группа ультралевых активистов утверждает, что нападение было совершено из-за того, что на заводе используется большое количество ресурсов. Компания заявляет, что простой, скорее всего, обойдется ей «в девятизначную сумму в евро».