Сооснователя компании «Ростагроэкспорт», которая производит сырки под брендом «Б.Ю. Александров», Юрия Изачика 29 октября объявили в международный розыск за принуждение к сделке. Журналисты Forbes связались с ним, чтобы выяснить детали корпоративного конфликта.
После смерти «короля сырков» Бориса Александрова в 2020 году в компании «Ростагроэкспорт» начался корпоративно-наследственный спор. Сооснователь Юрий Изачик и члены семьи Александрова не договорились из-за долей, вследствие чего между ними возник конфликт. 29 октября Изачика объявили в международный розыск за принуждение к совершению сделки.
2 ноября Forbes опубликовал с ним интервью, которое раскрывает позицию противоположной стороны корпоративного конфликта. Сейчас Изачик находится в США, в Канзасе, на попечении детей из-за слабого здоровья. По его словам, он не знал, что против него возбудили уголовное дело, и по существу его не прокомментировал: «Я об этом узнал постфактум: из средств массовой информации».
Изачик заявил, что был единственным учредителем основной компании Александрова по неформальному соглашению сооснователей, которые получали доли от прибыли. «Тот факт, что у меня 100%, никак не влиял на атмосферу наших отношений», — утверждает он.
Прочитайте также
Бизнес-кодекс: Б.Ю. Александров, основатель «Ростагроэкспорта»
Изачик подарил топ-менеджерам 85% «Ростагрокомплекса», рассчитывая, что ему достанется 15% во всех компаниях, созданных к тому времени вокруг бренда. «Я им подарил 85% из своих 100%, а они свое обещание не выполнили: их доли в других компаниях так и остались на них», — заявил он.
Выяснилось, что иск с целью оспорить договор дарения сторона Изачика подала до того, как в деле появилась компания «А1» — инвестиционное подразделение «Альфа-групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева. «Они сами на меня вышли. Мне их положительно отрекомендовали мои юристы», — утверждает бизнесмен.
Изачик считает разумной оферту «А1» — заплатить ему, пяти менеджерам и четверым законным наследникам по $5 млн, а себе забрать весь бизнес. Он готов «обсуждать и договариваться», но указывает, что консолидированного мнения у получателей оферты на этот счет нет: «Я не слышал пока никакого позитивного ответа на это предложение».
Разгоревшийся наследственно-корпоративный спор возник после смерти основателя бренда глазированных сырков «Б. Ю. Александров» и президента «Ростагроэкспорта» Бориса Александрова 30 ноября 2020 года. Его группа компаний выпускает молочную продукцию, в том числе плавленые сыры «Дружба», «Янтарь», «Коралл» и «Шоколадный». Самым известным брендом компании стали глазированные сырки «Б. Ю. Александров».
Сам Александров долей в компании не имел, основным владельцем выступал Изачик. Доли также были распределены между членами его семьи и топ-менеджментом. При этом Александров был владельцем одноименного товарного знака, и за две недели до смерти право владения было передано его дочери — Екатерине Александровой.
Изачик, как писали «Ведомости», владел 100% «Ростагрокомплекса» с момента его основания и до 16 сентября 2021 года. Но спустя несколько месяцев после смерти Александрова топ-менеджеры компании Сергей Бабаченко, Валентина Кшенникова, Галина Макарова, Марина Резникова и Нелли Храпунова предложили Изачику разделить доли в бизнесе. Изачик подписал договор дарения, по которому топ-менеджерам было передано по 17% в «Ростагрокомплексе», а доля Изачика сократилась со 100% до 15%. Бизнес «Ростагроэкспорта» оценивается в $50 млн, сообщал источник «Коммерсанта».
Затем Изачик пытался признать недействительным договор дарения и подал два иска в Арбитражный суд Московской области к топ-менеджерам компании. Это произошло спустя несколько дней после того, как стало известно, что инвестиционное подразделение «Альфа-групп» А1 направило предложение о выкупе долей совладельцам.
А1 направила оферту наследникам Бориса Александрова Ольге, Екатерине, Константину Александровым и Наталье Кокоте, Юрию Изачику, а также пяти представителям менеджмента. Всем владельцам активов или прав на бренды «Ростагроэкспорт» и «Б. Ю. Александров» предложили выкупить принадлежащие им доли и права за равные денежные суммы.