Крупный бизнес обратился в Госдуму с просьбой изменить закон о введении штрафов за непродажу валютной выручки экспортерами, который был принят в первом чтении в конце ноября, сообщают «Ведомости». Замечания к принятому закону президент РСПП Александр Шохин разъяснил в письме руководителю комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинникову.
По новому закону уклонение от продажи валюты наказывается штрафом для должностных лиц в размере 40–50 тыс. руб., для юрлиц — от 3/4 до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке. При этом в пояснительной записке к закону указано, что отдельная ответственность за невыполнение требований по продаже валюты нужна для контроля за их соблюдением на практике. Российский союз промышленников и предпринимателей выступил с предложением отказаться от введения отдельного состава правонарушения. Во-первых, санкции за отказ от продажи экспортной выручки уже предусмотрены ст. 15.25 КоАП, посвященной нарушениям валютного законодательства. Во-вторых, указ президента от 11 октября, которым было введено требование, носит временный характер, тогда как предлагаемая новая норма по штрафам в КоАП будет постоянной.
Если законопроект вступит в силу без учета замечаний, некоторые экспортеры будут поставлены в заведомо неравное положение по сравнению с другими участниками внешнеэкономической деятельности как в части повышенных обязательств по репатриации валюты, так и в части ответственности, пишет Шохин. Это может привести к сокращению экспорта в дальнейшем и, как следствие, уменьшению доходов бюджета и самих компаний. РСПП попросил привлечь его представителей к «детальной проработке» законопроекта в Госдуме. Представитель Минфина ответил, что на данном этапе в части вопросов обязательной продажи валюты доработка законопроекта не требуется. РСПП предлагает следующие корректировки к закону:
1. Установить фиксированный размер штрафа. Сейчас проект предусматривает штраф в размере 75–100% от непроданной выручки.
2. Предусмотреть дифференцированный подход к наказанию, исходя из объективных факторов (продолжительность просрочки исполнения требования, вид товара, валюта контракта, и т. д.). В частности, перед применением верхней планки наказания можно выносить предупреждение и назначать штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ, поскольку в нарушении требований по обязательной продаже выручки зачастую виноваты не экспортеры, а действия третьих лиц, например покупателей продукции, допустивших просрочку оплаты, или банков, осуществляющих длительные переводы в условиях санкционного комплаенса.
3. Ввести отсрочку применения санкции, в случае если валютная выручка была продана, но с некоторым нарушением срока (период отсрочки может быть от пяти дней).
4. Не придавать новой норме по штрафам обратную силу. Авторы проекта предлагают наказывать компании за нарушения, допущенные за весь период с 11 октября 2023 года (в этот день был издан указ президента, который обязал компании продавать валютную выручку). Такая мера противоречит Конституции, где указано, что при назначении наказания действуют нормы закона, актуальные на момент совершения правонарушения, отметили в РСПП. На этот недочет в законе уже указывало правительство в своем отзыве на законопроект.
5. Продлить мораторий на привлечение к административной ответственности за ряд нарушений валютного законодательства, если они вызваны санкциями (он действует до конца 2023 года). Распространить действие моратория на 2024–2025 гг. правительству и ЦБ поручил президент России Владимир Путин в ходе ПМЭФ-2023.
Советник комплаенс-направления юридической фирмы Vegas Lex Илья Шенгелия пояснил, что предыдущий президентский указ о продаже валютной выручки квалифицировался по ст. 15.25 КоАП, как операция, совершенная с нарушением валютных требований. Нарушение предусматривало штраф для компании в размере 20–40% суммы незаконной валютной операции и столько же для должностных лиц, но не более 30 тыс. руб. Ужесточение наказания говорит о том, что в текущих экономических реалиях уклонение от продажи валюты имеет повышенную значимость.
Доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Высшей школы права РЭУ им. Плеханова Юрий Жариков отметил, что депутаты уже одобрили законопроект в первом чтении в предложенной редакции. В дальнейшем речь будет идти об уточнении отдельных положений. Ранее директор первого департамента Азии МИД РФ Георгий Зиновьев сообщал, что доля расчетов в национальных валютах между Россией и Китаем превысила 80%. В начале 2022 года показатель составлял около 25%.