Новости

BlaBlaCar привлёк $115 млн от основателей Avito и других инвесторов

Французский сервис для поиска попутчиков и покупки автобусных билетов BlaBlaCar привлёк $115 млн при оценке в $2 млрд, узнал Inc. В раунде участвовали фонды VNV Global, FMZ Ventures, а также инвесткомпания Otiva J/F AB основателей Avito Йонаса Нордландера и Филипа Энгельберта.

Сооснователь и глава BlaBlaCar Николас Брюссон рассказал, что в России привлечённые деньги пойдут на развитие автобусного направления. Компания начала продавать билеты на автобусы после того, как купила российского агрегатора автобусных билетов Busfor в 2019 году. По словам Брюссона, BlaBlaCar охватывает около 60% участников рынка междугородных автобусных перевозок в России.

Также компания планирует продолжать распространять платное бронирование поездок на всё большее число маршрутов. В России такой механизм ввели в декабре 2020 года: пользователь должен оплатить доступ к поиску попутчиков, который действует 24 часа. Если поездка не найдена или водитель ее отменил, BlaBlaCar вернёт деньги.

Руководитель кластера Sharing Economy Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Антон Губницын сказал «Коммерсанту», что полученные деньги BlaBlaCar направит в первую очередь на европейский рынок. По мнению эксперта, компания планирует построить транспортный маркетплейс, добавив разные виды наземного транспорта, включая электрички или электросамокаты.

В Европе BlaBlaCar «достигла успеха», поэтому сейчас ищет новые ниши для развития, в частности через железнодорожный транспорт, согласен с ним основатель сервиса «Атлас» Михаил Томшинский. Однако он связывает привлечение инвестиций не с развитием, а с необходимостью «поправить финансовое положение» компании после пандемии.

Согласно данным РАЭК и «ТИАР-Центра», которые приводит «Коммерсант», рынок карпулинга (совместных поездок на автомобиле) в России в прошлом году на фоне пандемии сократился на 36%, до 11,4 млрд руб. В апреле — мае 2020 года BlaBlaCar прекращал работу.

В 2021 году в России показатели сервиса достигли 80% от уровня 2019 года, уточнил Брюссон. Продажи автобусных билетов показывают положительную динамику, добавил он.

Рынок карпулинга восстанавливается, у него «большие перспективы», сказал «Коммерсанту» управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава. По его мнению, BlaBlaCar вряд ли будет фокусироваться на одном направлении — автобусных перевозках или сервисе поиска попутчиков: «Масштабы компании уже позволяют ей одновременно развивать две вертикали, которые стоят рядом».

BlaBlaCar была основана в 2006 году, на российский рынок вышла в 2014 году. По собственным данным, у компании более 90 млн пользователей в 22 странах, в том числе более 25 млн — из России. По информации Crunchbas, всего компания привлекла $448,5 млн инвестиций. Финансовые показатели BlaBlaCar не раскрывает. Инвестор компании VNV Global на конец 2020 года оценил ее в $2,05 млрд.