Новости

Чтение художественной литературы смогло улучшить когнитивные навыки

Исследование, опубликованное в журнале Journal of Experimental Psychology: General, показало, что чтение художественной литературы дает небольшие, но значимые когнитивные преимущества, особенно в отношении вербальных навыков, эмпатии и способности понимать чужую точку зрения.

«За последние десятилетия ученые из разных областей говорили как о значительной пользе, так и о потенциальном вреде чтения художественной литературы для когнитивных процессов. Я хотела получить объективный количественный анализ соответствующих эмпирических данных, чтобы установить, подтверждается ли какое-либо из этих предположений эмпирическими исследованиями», — говорит автор исследования Лена Уиммер из Вюрцбургского университета имени Юлиуса Максимилиана.

Исследователи провели два отдельных мета-анализа. Каждый имел определенные критерии и цели, чтобы изучить различные аспекты влияния чтения художественной литературы на когнитивные навыки.

Первый мета-анализ был посвящен изучению когнитивных эффектов художественной литературы на основе экспериментальных исследований. В этот анализ были включены исследования, в которых применялся экспериментальный дизайн, то есть участники были случайным образом распределены на группы, которые должны были либо читать художественную литературу, либо заниматься сравнительной деятельностью, например читать научную литературу, смотреть художественные фильмы или ничего не делать. Цель состояла в том, чтобы изолировать эффект чтения художественной литературы от других переменных.

Анализ включал 70 экспериментальных исследований, в которых приняли участие 5 640 человек, которым было предложено читать художественную литературу, и 5 532 человека, которые были помещены в различные контрольные условия, то есть в общей сложности 11 172 человека.

Во втором мета-анализе изучалась взаимосвязь между чтением художественной литературы на протяжении всей жизни и когнитивными способностями. В него вошли исследования, в которых определялось, как регулярное чтение художественной литературы на протяжении всей жизни коррелирует с различными когнитивными показателями.

Критерии включения в этот анализ были более широкими с точки зрения отбора участников, не ограничивались конкретными экспериментальными условиями, но требовали, чтобы в исследованиях измерялась связь между привычкой читать художественную литературу на протяжении всей жизни и когнитивными навыками. Второй мета-анализ включал 114 исследований, в которых приняли участие в общей сложности 30 503 человека.

Результаты первого мета-анализа показали, что чтение художественной литературы оказывает небольшое, но статистически значимое положительное влияние на когнитивные навыки в целом. При более детальном рассмотрении конкретных когнитивных способностей исследование показало, что наиболее выраженный эффект был получен в области эмпатии и теории мышления — способностей, связанных с пониманием и отношением к эмоциям и перспективам других людей.

Интересно, что влияние чтения художественной литературы было более существенным по сравнению с бездействием или просмотром фильмов, а не чтением научной литературы. Таким образом, сам акт чтения, и особенно чтение повествовательных текстов, задействует когнитивные процессы так, как не задействует просмотр контента или чтение в целом.

Результаты второго мета-анализа показали устойчивую положительную связь между количеством художественной литературы, прочитанной за всю жизнь, и развитием когнитивных навыков. Особенно сильная корреляция наблюдалась в отношении вербальных и общих когнитивных способностей, включающих такие навыки, как рассуждение, абстрактное мышление и решение задач. Как и в первом мета-анализе, значительная связь была обнаружена и с социальными навыками, такими как эмпатия и мышление, хотя эффект был менее выражен, чем для вербальных и общих когнитивных способностей.

В этом анализе также было выявлено различие между влиянием чтения художественной и нехудожественной литературы, причем в случае с первой эта связь оказалась сильнее. Этим подтверждается, что чтение художественных произведений может способствовать развитию когнитивных способностей в большей степени, чем чтение любой другой литературы.

«Этот исследовательский проект предполагает, что люди, которые много читают, обладают лучшими когнитивными навыками, чем те, кто читают мало или не читают вообще, — сказала Уиммер. — Эти преимущества невелики для различных когнитивных навыков, но имеют умеренное значение для вербальных и общих когнитивных способностей, например интеллекта. Важно отметить, что связь между чтением художественной литературы и когнитивными навыками сильнее, чем между чтением прочей литературы и этими навыками».

Тем не менее расхождения между экспериментальными и обсервационными исследованиями подчеркивают сложность установления связи когнитивных улучшений непосредственно с актом чтения художественной литературы.

«Когда мы обобщили результаты экспериментов, в которых участники читали короткие художественные тексты, эффекты были статистически значимыми только для показателей социального познания (т. е. эмпатии и мышления), — пояснила Уиммер. — Напротив, когда мы обобщили результаты исследований, в которых изучались ассоциации между чтением художественной литературы на протяжении всей жизни и познанием, эффекты оказались значимыми для всех когнитивных навыков, кроме нравственности».

«Если мы предположим влияние художественной литературы в обоих мета-анализах, то это может свидетельствовать, что чтение коротких художественных произведений лишь стимулирует социальные когнитивные навыки и что эти эффекты закрепляются со временем, не увеличиваясь в масштабах, — говорит автор исследования. — Другие когнитивные результаты, которые коррелировали с регулярным чтением, могут не проявляться непосредственно, по крайней мере не в измеримой степени, но все же могут накапливаться с течением времени».

Однако Уиммер указала и на неоднозначность полученных результатов и возможность их различной интерпретации. «Если воздействие на вербальные и общие когнитивные способности проявляется только в корреляционных исследованиях, которые не могут подтвердить причинно-следственные связи, но не становится очевидным в экспериментах, это может свидетельствовать о том, что чтение художественной литературы не дает устойчивых когнитивных эффектов», — сказала она.

Для будущих исследований полезным может оказаться лонгитюдный подход. Такие исследования позволят отслеживать привычки к чтению и когнитивные способности людей в течение длительного периода времени, что поможет уточнить направление причинно-следственных связей. Такой подход также позволит более детально изучить, как индивидуальные различия в познавательных способностях могут взаимодействовать с привычкой к чтению.

Исследователи из Кельнского и Вюрцбургского университетов выяснили, что люди могут улучшить свою способность различать знакомые и незнакомые слова. Они разработали метод обучения, который повышает эффективность чтения, тренируя людей различать известные и неизвестные слова. Данный метод, улучшающий распознавание и обработку слов, показал перспективные результаты.