Новости

Миллиардер Марк Кьюбан: Понимание этой простой концепции сделает вас богатыми в современном мире

Сегодня ценность любого актива ― биткоина, грамма золота или акций GameStop ― определяется не его реальной стоимостью и расчётами, а только тем, что думают об этом люди, уверен миллиардер Марк Кьюбан. Именно поэтому в современном мире проиграют те, кто до сих пор не понял эту простую концепцию и не успел подстроиться под новые правила, ― как шортеры, потерявшие миллиарды долларов после истории с WallStreetBets, написал он в своём блоге.

В пример предприниматель приводит опыт из своего детства ― тогда он собирал марки и быстро понял, как работает «рынок коллекционеров» и как на нём заработать.

Марк Кьюбан,

миллиардер, инвестор Shark Tank

«Когда мне было около 15, я начал ходить на выставки марок, чтобы пополнить свою коллекцию. И тогда я быстро понял, что этот рынок работает неэффективно. На одной и той же выставке одна и та же марка продавалась у разных продавцов по разным ценам. Не потребовалось много времени, чтобы понять, что можно покупать у одного и перепродавать другому. Я приобрёл у одного продавца марку за 50 центов и через час на той же выставке продал её другому за $25. Я быстро превратился из коллекционера в инвестора, воспользовавшись этой неэффективностью».

Кьюбан отмечает, что эта ситуация из прошлого напоминает ему недавнюю историю с WallStreetBets. В конце января пользователи Reddit из сообщества WallStreetBets почти в три раза подняли акции американской сети магазинов видеоигр GameStop. Это привело к тому, что крупные инвестиционные компании потеряли миллиарды долларов.

«На каждом рынке есть проявление неэффективности и традиции, которые настолько укоренились влиятельными игроками, что они действительно верят, что этим правилам будет следовать большинство участников. Пока они не перестают им следовать», ― отмечает Кьюбан.

По его словам, сегодня цифровые рынки сгладили эту ​​неэффективность,  покупатели и продавцы могут быстрее согласовать стоимость актива. Но это не означает, что это значение основано на каких-либо реальных расчётах, уверен предприниматель.

Цена актива складывается произвольно ― примерно так же, как цена его детских марок, ― и определяется только тем, во что верят и что думают об этом люди, пишет он.

Предприниматель объясняет эту концепцию термином «средство сбережения». «Что такое средство сбережения? Это то, чему некоторые люди придают ценность и за что готовы платить. А затем они держатся за этот актив, надеясь, что обстоятельства увеличат ценность этого предмета», ― отмечает он.

По словам Кьюбана, роль такого «средства сбережения» многие годы по произвольным причинам играет золото. «Есть множество других драгоценных металлов, отвечающих тем же формальным критериям. Но у золота больше покупателей. В золоте нет ничего особенного, кроме того, что достаточно людей верит этой истории, чтобы его покупать», ― отмечает предприниматель.

Если рассматривать цифровые активы, лучшим примером цифровой ценности (Кьбан называет это digital store value, или цифровое хранилище ценности) он называет биткоин.

По словам Кьюбана, этот и другие примеры ясно дают понять, что «представление о том, что ценность актива основана на каком-то логическом расчете внутренней стоимости, является всего лишь мифом». Это поняли члены WallStreetBets, которые преподали урок «старой школе» с Уолл-стрит.

Марк Кьюбан,

миллиардер, инвестор Shark Tank

«Это поколение не заботится о том, что думает и говорит старая школа Уолл-стрит об оценках. Его не волнуют отношения цены к прибыли или NPV (чистая приведённая стоимость; сумма дисконтированных значений потока платежей, приведённых к сегодняшнему дню). Они хотят изменить правила игры и надрать задницу [Уолл-стрит]. На что имеют полное право».

По словам предпринимателя, когда объединяется большое количество мелких инвесторов, эта сила становится чрезвычайно мощной, что уже доказал пример GameStop.

Кьюбан уверен, что такие примеры будут появляться всё чаще и у мелких инвесторов будет «всё больше сил, чтобы изменить положение дел и получать прибыль на финансовых рынках, которые стали медленнее, сложнее и уязвимее, чем кто-либо ожидал».