Новости

Danone продаст 75% бизнеса в России

Источники «Коммерсанта» рассказали о подробностях сделки по продаже российского бизнеса пищевого концерна Danone, который объявил об уходе из страны в октябре 2022 года. Сделка подразумевает возможность обратного выкупа бизнеса, что, по мнению экспертов, ограничит круг покупателей.

Что случилось

Французская продовольственная компания Danone включила в сделку по продаже российского бизнеса возможность обратного выкупа, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на двух источников, знакомых с обсуждением продажи. В сделку также могут войти условия сохранения у Danone до 25% в бизнесе и места в совете директоров. Концерн отказался комментировать условия сделки.

Глобальная выручка Danone выросла на 14,9% за январь — сентябрь 2022 года, до €20,7 млрд, по сравнению с 2021 годом. Из этой суммы 5% пришлось на бизнес молочных продуктов и растительных напитков в России, где у компании работают 13 заводов, выпускающих продукцию под брендами «Простоквашино», «Активиа», Actimel, «Даниссимо», «Тёма» и Alpro.

Оба источника газеты утверждают, что в сделку войдут только российские марки производителя — «Простоквашино», «Растишка» и «Тёма». По словам собеседников издания, среди потенциальных покупателей есть несколько инвестиционных фондов, а первый этап отбора потенциальных покупателей завершился.

Контекст

В середине октября 2022 года Danone объявила об уходе с российского рынка. В подразделение Essential Dairy & Plant-based компании входят бренды Danone, «Простоквашино», Activia, Actimel, Oikos и другие.

Danone заявила, что продажа российского бизнеса — «лучший вариант, чтобы обеспечить продолжение местного бизнеса в долгосрочной перспективе для сотрудников, потребителей и партнеров». Убытки концерна от передачи контроля в бизнесе могут составить до €1 млрд.

В середине января 2023 года производители йогуртов в России предупредили, что производство может сократиться из-за дефицита загустителей, ранее поставлявшихся из Европы. За I– III квартал 2022 года выпуск йогуртов и десертов снизился на 16% из-за нехватки ингредиентов и падения спроса.

Почему это важно

Управляющий директор Peregrine Capital Дмитрий Габышев считает, что наличие опциона обратного выкупа сильно ограничит круг потенциальных покупателей бизнеса Danone в России. Из-за этого сделка заинтересует в первую очередь финансовых инвесторов, для которых важны ликвидность активов и понимание процесса выхода из них. Опцион обратного выкупа будет связывать новых владельцев в управлении бизнесом.

Бренд «Простоквашино» вряд ли пострадает от смены собственника, поскольку имеет на рынке сильные позиции, а в категории йогуртов и десертов значительную долю продаж обеспечивают Activia и Actimel, добавил гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев.