Новости

В Калифорнии компаниям запретили использовать темные паттерны, которые вводят пользователей в заблуждение

В Калифорнии вступил в силу запрет компаниям использовать темные паттерны — веб-дизайн, вводящий пользователей в заблуждение или заставляющий их делать то, что в обычных обстоятельствах они бы не сделали. Например, подписаться на рассылку или купить платную программу вместо пробной.

С 15 марта The California Consumer Privacy Act (Закон Калифорнии о конфиденциальности потребителей) запрещает компаниям использовать темные паттерны, которые могут ввести пользователей в заблуждение или заставить их продать личную информацию, сообщает Business Insider.

Калифорния — первый штат, запретивший темные паттерны. Компании, использующие темные паттерны, получат 30-дневное окно, чтобы изменить пользовательский интерфейс своего сайта. В противном случае им грозит штраф в соответствии с законами, касающимися недобросовестной конкуренции, по иску, поданному генеральным прокурором.

«Эти меры защиты гарантируют, что потребители не будут сбиты с толку или введены в заблуждение при попытке реализовать свои права на конфиденциальность персональных данных», — говорится в сообщении генерального прокурора Калифорнии Хавьера Бесерра.

Темные паттерны — это дизайн интерфейса, который компании используют для управления поведением пользователей. Эксперт по пользовательскому опыту Гарри Бриннулль придумал этот термин в 2010 году. Бриннулль выделяет несколько типов темных паттернов, в том числе:

  • roach motel — пользователь легко подписывается на услугу, но потом ему трудно ее отменить;
  • предотвращение сравнения цен — на сайте не показаны цены на похожие товары;
  • ложный след — интерфейс целенаправленно фокусирует внимание пользователя на одном, чтобы отвлечь от чего-то другого.

Согласно исследованию 2019 года, проведенному учеными из Принстонского и Чикагского университетов, примерно каждый десятый веб-сайт электронной коммерции использует темные паттерны. Такие приемы, как отображение таймера обратного отсчета на странице оформления заказа и предложения купить еще «эти товары», «стыдят» пользователей, заставляя делать выбор, который выгоден ретейлеру.

Но не только ретейлеры используют темные паттерны. В 2018 году TechCrunch сообщил, что мошенники с помощью темных паттернов заставляли пользователей iPhone купить приложения и оформить платные подписки.

Норвежское исследование показало, что Facebook и Google используют темные паттерны, чтобы подтолкнуть пользователей к принятию решений, которые могут поставить под угрозу их конфиденциальность.