Около 40% российских производителей мороженого, в том числе Unilever и «Чистая линия», не успевают начать обязательную маркировку продукции с 1 июня. Эти проблемы могут привести к дефициту мороженого летом, пишет «Коммерсант» со ссылкой на аудиозапись совещания с замглавы Минсельхоза Оксаной Лут.
Причиной стали сложности с поставкой и монтажом необходимого оборудования. Полностью готовы к маркировке 62% компаний, для 30% есть риск задержки на одну-три недели, остальные «не выходят на связь».
С проблемой, в частности, столкнулись в Unilever (бренды «Магнат», «Золотой стандарт» и др.), которая занимает около 10% рынка. Управляющий директор ООО «Юнилевер Русь» Андрей Семенов сказал, что заводы в Омской и Тульской областях не готовы начать маркировку в срок. Компания планировала работать с двумя типографиями, но монтаж оборудования в ТД «Русал» начался только в прошлые выходные, а напечатанный Danaflex код «легко стирается пальцем».
По словам топ-менеджера, собственное оборудование для Unilever должны поставить только к 25 мая, так что с учетом монтажа и настройки компания сможет начать маркировку только с 1 июля. О неготовности к маркировке на совещании в Минсельхозе рассказал и представитель компании «Чистая линия», на которую приходится 4% рынка.
Замгендиректора Союза мороженщиков России Наталья Уткина считает, что это может привести к дефициту продукции. По ее словам, большинство производителей планировали, что будут наносить коды в типографиях, но те оказались не готовы начать работу в апреле.
По данным союза, в 2020 году в России выпустили 450 тыс. тонн мороженого, пик его потребления приходится на весенние и летние месяцы. Остановка производства даже на четыре дня критична для отрасли, а наличие запасов на складах её не компенсирует, предупредила Уткина. Семенов сказал, что запасов Unilever хватит только на две недели и месячный перерыв в работе он не покроет.
В связи с этим глава Минсельхоза Башкирии Ильшат Фазрахманов предложил ввести мораторий на штрафы за отсутствие маркировки до августа.
Сеть «Верный» уже начала получать от поставщиков мороженого письма о повышении цен с начала июня в пределах 10%, но пока не приняла ни одного предложения. Дефицита мороженого там не боятся, поскольку производители могут отгружать товар, который произвели до 1 июня, без маркировки. В «Ленте» тоже готовы продавать мороженое, выпущенное до 1 июня. В «О’Кей» сказали, что в случае проблем планируют закупать мороженое у подготовленных поставщиков.
В ЦРПТ проблем с поставками не ждут, так как мороженое и сыр, обязательная маркировка которого также начинается с 1 июня, имеют длительный срок хранения, а производители уже сформировали запасы.
Правительство ввело систему маркировки для борьбы с контрафактной продукцией. Сейчас обязательной маркировке подлежат шубы, некоторые виды одежды и обуви, парфюмерия, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты и автопокрышки.
С 20 января 2021 года началась добровольная маркировка молочной продукции, с 1 июня она станет обязательной для мороженого и сыров, с 1 сентября — для всей молочной продукции сроком годности более 40 дней.