Издатель газеты «Ведомости» в интервью Inc. рассказал, чем отличается управление бизнесом на Западе от России, почему в предпринимательской деятельности необходимы компромиссы, а также в чем заключается наибольшая проблема для российских медиа.
Собственник представляет собой основную движущую силу развития российского бизнеса. Акционеры-учредители СМИ несут на себе максимальную ответственность за существование издания, поэтому они не могут просто дать денег или получать доход лежа на диване. Не нужно лицемерия, что сегодня возможно или нужно отстранение собственников от работы медиа: закон о СМИ сегодня не работает и вносит путаницу.
Демьян Кудрявцев
медиаменеджер, издатель газеты «Ведомости»
«Наталья Синдеева (основатель и генеральный директор телеканала „Дождь” — Inc.) имеет право вмешиваться в контентную политику телеканала „Дождь”, потому что она генеральный продюсер. Но она, как собственник, взяла и назначила себя генеральным продюсером — и история про закон сразу закончилась. Таких примеров много — Константин Ремчуков, собственник и главный редактор „Независимой газеты”, владелец и главный редактор „Московского комсомольца” Павел Гусев, владелец и издатель „Медузы” Галина Тимченко, хотя они в другой юрисдикции („Медуза” зарегистрирована в Латвии — Inc.), и другие».
По словам Кудрявцева, русское управление бизнесом менее системно и более персонализировано, чем на Западе. Оно аритмично: авралы в нем сменяют застой. В этом смысле медиа мало отличаются от другого бизнеса в стране. При этом предпринимательская деятельность в России невозможна без компромиссов, отметил медиаменеджер.
Демьян Кудрявцев
медиаменеджер, издатель газеты «Ведомости»
«Надо понимать, во имя чего компромисс. Ради сиюминутного комфорта лучше на компромисс не идти. А во имя великой цели — скорее всего, ты ошибаешься: великая цель не строится на грязных компромиссах. А все, что посередине, надо каждый раз оценивать. Нет никакого «всегда», есть частный случай, в котором ты оцениваешь риски, оцениваешь свой комфорт и дискомфорт от тех или иных действий — и потери окружающих».
Сейчас для российских медиа, особенно общественно-политических, не существует рынка капитала: оценка компании и возможность привлечь средства были уничтожены кризисом, изгнанием иностранцев из медиа, а также страхом российского бизнеса перед токсичным медийным рынком. Из-за этого из журналистики уходят лучшие специалисты. Чтобы реформировать СМИ во время технологического кризиса, необходим капитал и возможность его привлечь, рассказал Кудрявцев.
В прошлом году Демьян Кудрявцев запустил клуб путешественников «Поехали!» и магазин активного образа жизни Ostrov. Изначально магазин задумывался как интернет-магазин для путешественников и активных граждан, но уже в конце 2016 года открылся оффлайн-корнер в торговом центре «Авиапарк». В этом году выручка магазина должна составить 30 млн рублей.
Демьян Кудрявцев
медиаменеджер, издатель газеты «Ведомости»
«В маленьком бизнесе, например в одежном ретейле, политические риски напрямую видны только через колебания курса рубля. Но он тяжелее по другим причинам: из-за кризиса в целом и потому, что поздно начали. Серьезнейшие игроки этого бизнеса создавались еще в 1990-е. С марками одежды нужно выстраивать длинные отношения».
Напомним, генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева рассказала Inc., как «Дождь» пережил сокращение бюджета в два раза, а также о роли технологий в медиа.
Полную версию бизнес-кодекса Демьяна Кудрявцева читайте на нашем сайте.