Работать с людьми, с которыми вам трудно, — часть жизни. Вы не можете избежать этого раз и навсегда. Но не стоит самим становиться токсичными и постоянно пребывать в стрессе, как будто у вас нет выбора. Автор статей в журнале Harvard Business Review, соведущая подкаста HBR Women at Work и автор книги «Гид HBR. Разрешение конфликтов» Эми Галло выделяет 8 типов сложных людей. Первый шаг к эффективному общению с раздражающими коллегами — знать, с кем вы имеете дело.
8 типов сложных людей
1. Пассивно-агрессивные — худшие в этом списке и наиболее распространенные. Может показаться, что они удовлетворяют потребности других, но затем они начинают пассивно сопротивляться их выполнению. Еще они могут выражать свои мысли и чувства не прямолинейно, поэтому их намерения никогда не бывают полностью ясными.
2. Неуверенный в себе руководитель может быть микроменеджером, который доводит вас до белого каления бесконечными придирками. Или это параноик, который заставляет вас сомневаться в каждом шаге. Такие начальники могут даже намеренно навредить вашей карьере, если воспринимают вас как угрозу.
3. Пессимист постоянно указывает на то, что может пойти не так. Иногда кажется, что они никогда не могут найти ничего хорошего.
4. Жертва — это тип пессимиста, который чувствует, что все хотят избавиться от него. Они не несут ответственности за свои действия и быстро укажут пальцем на других, когда что-то пойдет не так.
5. Всезнайка убежден, что он «самый умный человек в комнате», занимает своим выступлением большую часть совещания и не стесняется перебивать других. Он с удовольствием расскажет, что правильно, даже если явно ошибается.
6. Мучитель — это тот, кто получил место на вершине только для того, чтобы плохо обращаться с теми, кто ниже него. Это может быть старший коллега, от которого вы ожидаете менторства, но вместо этого он делает вашу жизнь невыносимой.
7. Предвзятый сознательно или неосознанно занимается микроагрессией. Независимо от того, что такие люди думают о своих намерениях, их поведение неуместно и вредно.
8. Политик сосредоточен на продвижении собственной карьеры — но за ваш счет. Конечно, участие в офисной политике часто неизбежно, но этот человек зациклен на продвижении вперед.
Как справиться с пассивно-агрессивным поведением на работе
Пассивная агрессия — одна из самых неприятных форм поведения в офисе, потому что ее очень сложно обнаружить и исправить, говорит Эми Галло. Но есть несколько советов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы подтолкнуть коллегу к более продуктивному и легкому общению.
1. Не называйте их «пассивно-агрессивными»
«Перестань быть таким пассивно-агрессивным!» — это заряженная фраза, которая только усугубит ситуацию. Галло отмечает, что была бы удивлена, если бы человек в такой ситуации сказал: «Да, вы правы. Я остановлюсь». Вероятнее всего, эта просьба разозлит коллегу и заставит защищаться, что сведет на нет любое продуктивное общение.
2. Сосредоточьтесь на содержании, а не на подаче
Прежде чем реагировать на пассивно-агрессивный комментарий, спросите себя: какую основную идею собеседник пытается донести? Он считает, что то, как вы управляете проектом, не работает? Или он не согласен с целями команды?
Если вы сможете сосредоточиться на реальной проблеме или вопросе, скрытом за язвительным комментарием, вы сможете найти способ решить истинную проблему так, чтобы это сработало для всех.
3. Выясните, что его волнует
Вы все еще можете не до конца понимать, чего хочет ваш коллега, но потратьте некоторое время на размышления об этом. Так же, как и во время переговоров, оцените интересы собеседника. Что его волнует? Чего он хочет добиться?
Затем сделайте то, что профессор психологии Габриэль Адамс называет «проверкой гипотез»: спросите — уважительно и без суждений — о том, что происходит. Можно сказать: «Я заметил, что вы не отвечаете на мои электронные письма. Что-то не так?».
4. Привлекайте внимание к происходящему
Придерживайтесь фактов — вещей, которые вы знаете наверняка — без эмоций и преувеличений. Например: «Вы сказали, что хотите помочь с проектом, но не присоединились к трем встречам, которые мы успели провести. Вы также не ответили на электронное письмо, которое я отправил на прошлой неделе».
Затем объясните, как действия коллеги повлияли на вас: «Я разочарован и обеспокоен, потому что не могу сделать всю работу сам и надеялся на вашу помощь».
Наконец, сложная часть — сделайте запрос. «Если вы все еще заинтересованы в помощи, а я надеюсь, что это так, я бы хотел, чтобы вы посещали собрания. Если нет, мне нужно знать, чтобы найти альтернативное решение».