В ближайшем будущем доля работающих в удаленном режиме продолжит расти, прогнозируют МОТ и Европейский фонд по улучшению условий жизни и труда. Примерно в 40% случаев сотрудники, работающие удаленно в странах ЕС, занимают позиции менеджеров или специалистов.
В Европейском союзе около 10% сотрудников в 2015-2016 годах время от времени работали удаленно, вне привязки к офису работало 5%, а 3% работников ежедневно выполняли удаленную работу из дома. Наибольшая доля таких сотрудников — в Дании (9% работающих из дома, 10% часто работающих вне офиса в различных местах, 15-18% работающих удаленно время от времени), Швеции (5%, 10% и 18% соответственно) и Нидерландах (6%, 10% и 14%). Наименьший уровень таких сотрудников был зафиксирован в Чехии (2%,3% и 5%), Греции (2%,3% и 4%) и Италии (1%, 2%, 6%).
За пределами Европы наиболее высокие показатели по сотрудникам, работающим удаленно, демонстрируют США и Япония — 37% и 32%.
60% европейских сотрудников на удаленном доступе отвечают европейским критериям самозанятых. Однако в случае работы по найму, большинство трудится по расписанию полного рабочего дня (67% сотрудников). Схожие данные зафиксированы для США, Индии и Японии. В среднем более 60% занятых удаленно работают из дома, 16% — на рабочих местах, предоставляемых заказчиком, и 11% — во время поездок на транспорте. Авторы доклада отмечают, что женщины работают из дома чаще мужчин.
В некоторых странах удаленная работа на дому продвигалась правительством для улучшения условий труда — возможность выбора гибкого рабочего дня или работы вне офиса была частью социальной политики по поддержанию работающих женщин во Франции. Другой сегмент удаленной занятости, включающий в себя дополнительные часы работы, требует более четкого регулирования трудовым законодательством. «Такая работа должна была бы попадать под определение неоплачиваемой сверхурочной, что может быть основанием для повышения зарплаты такому работнику», — считает эксперт Еврофонда Оскар Варгас.
Подсчитать количество удаленных работников в России пока не представляется возможным, отмечает «Коммерсант». Однако ряд данных дают исследования рынка фрилансеров. По данным Высшей школы экономики, доля фрилансеров от общего числа сотрудников на рынке труда не превышает 2% (или 1,5 миллиона человек). Примерно для 80% всех фрилансеров доход от такой работы не определяет их социальный статус — это, по сути, «совместители»: студенты вузов, частные предприниматели, домохозяйки, или же штатные сотрудники организаций, подрабатывающие фрилансом, продолжает издание.
Ранее Inc. рассказывал о тренде перевода сотрудников на удаленную работу в крупных российских компаниях.