Компания Hertz недавно объявила о выводе 20 тыс. электромобилей из своего автопарка и замене их автомобилями с бензиновыми двигателями. Генеральный директор Hertz Стивен Шерр отметил, что затраты на ремонт электромобилей гораздо выше. Отказ Hertz от электрокаров свидетельствует о более широкой проблеме, с которой сталкивается индустрия. Исследователи из Lexis Nexis Risk Solutions, изучив данные страховых компаний, обнаружили, что водители электромобилей чаще попадают в аварии.
Заявления Шерра перекликаются с выводами страховых аналитиков из LexisNexis, которые обнаружили, что владельцы транспортных средств, как правило, чаще попадают в аварии, когда пересаживаются с автомобилей с бензиновым двигателем на электромобили.
Водители также несколько чаще попадают в аварии при переходе на автомобили с бензиновым двигателем, однако этот рост более выражен в случае с электромобилями. Согласно полученным данным, частота страховых случаев возрастает примерно на 14,3%, в то время как тяжесть случаев, или сумма претензий, увеличивается на 14,5%.
По данным LexisNexis, рост числа инцидентов наиболее высок в течение первого года после того, как водители приобретают новый электрокар, но затем снижается, по мере того как люди привыкают к вождению новой модели. Они обнаружили, что гораздо меньше проблем возникает, когда водитель пересаживается с бензинового автомобиля на другой, например работающий на газе.
При этом и Hertz и LexisNexis под «электромобилями» или «EV» подразумевают Tesla. На ее долю приходится 80% парка электрокаров Hertz. Среди частных электромобилей Tesla также составляют большинство, равно как и всех новых EV, проданных в США.
Это говорит о том, что в Tesla есть что-то, что заставляет людей чаще попадать в аварии. Однако ранее исследователи LexisNexis заметили аналогичные тенденции в Китае, где электромобилей гораздо больше. И далеко не все они Tesla.
В своем исследовании компания LexisNexis рассмотрела страховые претензии по новым электромобилям, которые приобретались взамен традиционных автомобилей. При этом аналитики старались максимально уравнять другие переменные, такие как возраст водителя, доход семьи и тип страхования.
Выяснилось, что аварии еще чаще происходят в домохозяйствах, владеющих как бензиновой, так и электрической моделями, что указывает на то, что регулярное переключение с одной на другую усугубляет проблему. И тот факт, что частота аварий со временем уменьшается, также говорит о том, что привычка имеет к этому какое-то отношение, сказал Сяохуэй Лу, глава отдела исследований электромобилей в LexisNexis Risk Solutions.
Highway Loss Data Institute, американская организация, финансируемая страховой индустрией, не обнаружила более высоких показателей аварийности автомобилей Tesla или других EV в целом на основе общих страховых случаев. Однако, по данным компании, у автомобилей Tesla, как правило, выше стоимость страховых выплат.
Во многих отношениях нет особой разницы между вождением автомобиля с двигателем внутреннего сгорания и электрической модели, например Tesla. В них точно так же есть педаль тормоза, педаль газа и руль. Но есть несколько ключевых отличий между вождением Tesla, а также некоторых других электрических моделей, и вождением автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
Например, в автомобилях Tesla нет кнопки «Старт», отвечающей за запуск двигателя. Вместо этого, как только водитель садится в автомобиль, он мгновенно включается и готов к движению. Когда водитель выходит, автомобиль выключается. В электромобилях отсутствует звук двигателя или вибрация, поэтому разницу между работающим и выключенным двигателем иногда бывает труднее различить.
По словам Лу, для целей страхования важнее всего то, что Tesla, благодаря мощным электродвигателям, могут разгоняться гораздо быстрее, чем обычные автомобили. Например, по данным Car and Driver, Tesla Model 3 Long Range может разогнаться от нуля до 100 километров в час за 4,1 секунды. BMW 330i, для сравнения, требуется почти на одну секунду больше, чтобы достичь этой скорости. Tesla Model 3 Performance, согласно тестам Car and Driver, может сделать это за 3,1 секунды. До появления Tesla подобная скорость ассоциировалась, скорее, со спортивными автомобилями.
В страховом бизнесе существует давно установленная связь между лошадиными силами и частотой и суммой страховых случаев. Быстрые автомобили чаще попадают в серьезные аварии. У электромобилей нет привычных звуков двигателя, которые обычно сопровождают быстрое ускорение, поэтому можно предположить, что водители хуже чувствуют скорость.
Кроме того, по сравнению с бензиновыми автомобилями EV тяжелее из-за больших аккумуляторных батарей. Это также приводит к большему повреждению транспортных средств, в которые врезается электромобиль, что влечет за собой более крупные страховые выплаты.
По словам Лу, высокая скорость не единственная проблема. Ее контроль особенно важен в условиях ограниченного скоростного режима, например на парковке, где вокруг много других автомобилей и бетонных столбиков. Обычно для трогания с места требуется, чтобы двигатель немного увеличил обороты, прежде чем автомобиль сможет начать движение, но электромобили иначе реагируют на нажатие педали.
«Большинство водителей обучены вождению автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, и они давят на педаль газа с привычным усилием, но поведение EV сильно отличается, особенно на небольших скоростях», — говорит Лу.
Электромобилями также можно управлять одной педалью. Они быстро замедляются, когда водитель отпускает педаль газа, а не едут накатом. Привыкание к использованию только одной педали может привести к путанице в экстренных ситуациях, когда необходимо резко затормозить.
Ранее Илон Маск выдвинул ультиматум руководству Tesla. Он потребовал передать ему контроль над 25% голосов в компании, иначе он приостановит разработку искусственного интеллекта. Это вызвало беспокойство среди инвесторов. Официального подтверждения от Tesla относительно этого ультиматума пока нет.