Компания Rhodium Group, которая ожидает, что ЕС введет тарифы в диапазоне от 15% до 30% на китайские электромобили, заявила, что этих тарифов вряд ли будет достаточно для борьбы с конкуренцией со стороны Китая. Для того чтобы сделать экспорт на европейский рынок непривлекательным, вероятно, потребуются гораздо более жесткие пошлины.
Согласно новому анализу компании Rhodium Group, Европейскому союзу придется ввести более высокие, чем ожидалось, тарифы в размере до 55% на ввоз китайских электромобилей, чтобы ограничить их импорт в страну. Выводы сделаны на фоне продолжающегося расследования ЕС по борьбе с субсидиями на импорт электромобилей из Китая.
«Даже если пошлины окажутся выше этого диапазона (15–30%), некоторые китайские производители все равно смогут получать комфортную прибыль от автомобилей, которые они экспортируют в Европу, благодаря существенным преимуществам в стоимости», — говорится в отчете.
Китайские компании, такие как BYD, которая в прошлом году обошла Tesla и стала крупнейшим в мире производителем электромобилей, могут продавать автомобили в таких регионах, как ЕС, по гораздо более высоким ценам и с более высокой нормой прибыли, чем на внутреннем рынке, несмотря на уплату тарифной ставки 10%.
Модель Seal U от BYD, которая продается за €20,5 тыс. в Китае и €42 тыс. в ЕС, приносит прибыль в размере €1,3 тыс. на своем домашнем рынке против €14,3 тыс. за автомобиль в Европе, сообщает Rhodium. Даже после тарифов 30% такая компания, как BYD, получит более высокую прибыль в ЕС.
В отчете говорится, что BYD, скорее всего, придется снизить цены, чтобы достичь своих целей по завоеванию большей доли рынка в ЕС. Тарифная ставка в 30% все еще оставляет достаточно возможностей для этого.
«Для того чтобы сделать экспорт на европейский рынок непривлекательным по коммерческим соображениям, вероятно, потребуются гораздо более жесткие пошлины в размере около 45% или даже 55% для таких жестко конкурирующих производителей, как BYD», — говорится в отчете.
В прошлом году Европейская комиссия, исполнительный орган ЕС, начала расследование в отношении китайских электромобилей и субсидий, заявив, что поток дешевых автомобилей угрожает отечественным производителям.
По мнению некоторых экспертов, стимулы, введенные в Китае в начале 2010-х годов, привели к резкому росту числа стартапов и увеличению мощности аккумуляторных батарей в стране, что открыло путь к созданию конкурентоспособных и доступных на мировом уровне автомобилей EV (электромобили).
Китайские производители EV уже столкнулись с сопротивлением со стороны США из-за высоких тарифов и политической оппозиции, что делает европейский рынок более важным для таких компаний, как BYD, которые стремятся к глобальной экспансии.
Евросоюз сосредоточил свое расследование китайских EV на субсидировании производства. Согласно анализу, проведенному Европейской федерацией транспорта и окружающей среды, ожидается, что в 2024 году доля электромобилей китайских компаний на рынке ЕС составит 11%, а к 2027 году может достичь 20%. Если учесть автомобили китайского производства, произведенные не китайскими компаниями, то ожидается, что в этом году этот показатель превысит 25%.
Импорт электромобилей от «некитайских» компаний также может попасть под расследование ЕС. По оценкам Rhodium, пошлины на уровне 15–30% могут свести на нет бизнес таких иностранных игроков, как BMW или Tesla, которые поставляют автомобили из Китая. В ответ на политические риски производители EV работают над переносом производства в Европу. BYD планирует построить завод в Венгрии.
Однако, по словам Rhodium, Брюссель может использовать и другие средства для защиты европейской EV-индустрии, например ограничить китайский импорт по соображениям национальной безопасности или увеличить потребительские субсидии на автомобили, произведенные в ЕС.
Китайское правительство назвало расследование ЕС о субсидиях «вопиющим протекционизмом», утверждая, что его компании просто более конкурентоспособны, чем их западные коллеги.
Тем временем компания Tesla снова снизила цены на ряде крупных рынков, включая США, Китай и Германию, поскольку производитель электромобилей, которым управляет мультимиллиардер Илон Маск, испытывает падение продаж. Этот шаг был предпринят после того, как компания сообщила о резком падении поставок автомобилей по всему миру за первые три месяца этого года.