Доля фиктивных тендеров на российском рынке рекламы достигла 25%
Процент фиктивных тендеров на российском рынке рекламы по итогам первой половины 2018 года достиг 25%. Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на отчет Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Рекламодатели проводят фиктивные тендеры для имитации непредвзятой оценки предложений от агентств и получения откатов. При составлении отчета в АКАР опросили 66 ведущих российских агентств, из которых 82% — локальные. Почти треть (30%) агентств сообщили, что постоянно сталкиваются с фиктивными тендерами. В 56% — иногда, а в 17% компаний заявили, что фиктивные тендеры для них — единичные случаи.
С учетом затрат на участие в тендере (приближаются к 175 тыс. рублей), прямые потери каждого агентства от участия в непрозрачных тендерах оценили в среднем в 1,5 млн рублей в год. По оценке АКАР, российский рекламный рынок в первом полугодии составил 218–220 млрд рублей.
Фиктивность тендера определяют по нескольким признакам. Так, фиктивный конкурс проводится в нереальные сроки, у тендера может быть непонятный бриф, а также — не быть критериев выбора победителя. Иногда компании проводят фиктивные тендеры из-за закупочной политики, а не для получения отката.
В АКАР предлагают участникам рынка информировать руководство клиента о признаках нарушения в тендере, собирать данные по фиктивным тендерам, публиковать список недобросовестных рекламодателей и разбирать их работу в рамках ассоциации.
По словам вице-президента по развитию OMD OM Group Ольги Барской, выводы АКАР о потерях агентств несколько поверхностны. Барская заявила, что существуют тендеры, которые предполагают затраты как многим меньше, так и многим больше 175 тыс. рублей. Вице-президент по развитию OMD OM Group добавила, что определить фиктивный тендер невозможно, так как в чистом виде таких конкурсов уже не существует.