Новости

Нужно кого-то уволить? 3 правила непростого разговора

Увольнение может быть самым сложным и неприятным, что приходится делать руководителю. Основательница аутсорсинговой HR-компании Red Clover Джен Л’Эстрейндж считает, что, несмотря на причины увольнения, необходимо, чтобы сотрудник уходил с чувством, что его ценят и к нему относятся с уважением. «Они теряют работу, но вы же не хотите обесценивать их как людей», — говорит Л’Эстрейндж. HR-менеджер дала три совета, как правильно проводить увольнение.

1. Практика, практика и еще раз практика

Даже после 20-летнего опыта увольнений Джен Л’Эстрейндж по-прежнему пишет сценарий для каждого разговора, рассказывает американский Inc. Она часто репетирует эти реплики вслух. Такая подготовка за день до важной встречи помогает настроиться на успех, считает эксперт.

2. Следуйте этой формуле из трех частей

Разговор об увольнении может состоять из трех частей. Введение — не более одного или двух предложений — в котором вы объясняете, как вы все оказались в этой точке. Например, если вы увольняете кого-то за дело, это может звучать примерно так: «У нас было несколько разговоров о том, что происходит, но это не помогло».

Если кого-то увольняют из-за изменений в бизнесе или экономических условий, во вступлении вы можете рассказать, что именно стало причиной такого решения. В обоих случаях идея состоит в том, чтобы быстро описать контекст того, что будет дальше.

Как только краткое вступление окончено, переходите сразу к делу: «Сегодня будет ваш последний день». Это, разумеется, касается американских реалий. В США уволенных сотрудников обычно просят уйти в тот же день, даже если им будут продолжать платить в течение некоторого периода времени. В России на этом этапе необходимо озвучить окончательное решение.

Последний пункт — в общих чертах рассказать сотруднику о следующих шагах. Хотя фактическое уведомление об увольнении должно исходить непосредственно от руководителя, эту часть разговора может взять на себя HR.

Если сотрудник не спросит, не вдавайтесь в подробности, советует Л’Эстрейндж. Ему может быть трудно усваивать много информации. Вместо этого убедитесь, что он знает, к кому можно позже обратиться с вопросами. Вот и все. Обычно разговор занимает не больше 10 минут.

Убедитесь, что сотрудник понимает, что вы сообщаете о решении, которое уже принято и не подлежит обсуждению. Иногда люди пытаются договориться, обещая измениться или спрашивая, могут ли они устроиться на другую работу в вашей компании. Вы должны четко сообщить, что это невозможно.

3. Сосредоточьтесь на сотруднике

Как бы трудно ни было сообщить кому-то, что его уволили, человеку, услышавшему эту новость, гораздо труднее. «Как только мы входим в комнату, речь идет не о нас. Речь идет о человеке, который получает это сообщение, — говорит Л’Эстрейндж. — Наша работа — показать себя подготовленными и убедиться, что мы сохраняем фокус на цели разговора и человек понимает, о чем мы говорим».

Неуправляемые эмоции могут стать большой проблемой для новичков в увольнениях. Но даже после того как вы много раз увольняли людей, это всегда будет сложно: «Легче не становится. Ты просто становишься лучше».