Новости

Fisker оказалась не готова к тому, чтобы вывести на рынок несовершенный автомобиль

Два года назад один из сотрудников Fisker Inc. сказал, что самым актуальным вопросом для EV-стартапа было не то, будет ли построен его внедорожник Ocean. Fisker передала производство своего первого EV на аутсорсинг поставщику автомобилей Magna, которая собирает автомобили для таких брендов, как BMW. Вместо этого, по его словам, все больше беспокоились о том, что Fisker не будет готова справиться со всеми проблемами, которые возникают после того, как компания выпускает автомобиль на дороги, поделились новостью TechCrunch.

Основатель и генеральный директор Fisker Хенрик Фискер десять лет назад провалил свой автомобильный стартап, возможно, по этой причине. Эта компания, Fisker Automotive, выпустила гибридный спортивный автомобиль, который смогли купить несколько тысяч покупателей. Но вскоре компания столкнулась с жалобами на качество, отказом поставщика аккумуляторов и другими проблемами.

Предупреждение сотрудника о том, что новый Fisker движется по аналогичному пути, было поразительным. Компания Fisker подала заявление о банкротстве по главе 11, потратив всего один год на доставку своего внедорожника клиентам по всему миру. В значительной степени ее «гибель» напрямую связана с неспособностью устранить опасения, высказанные сотрудником компании в 2022 году.

Десятки других людей, работавших в Fisker, повторили это мнение, почти все на условиях анонимности, потому что они боялись мести со стороны компании или потери работы. Эти разговоры легли в основу репортажей: проблемы с качеством и обслуживанием; внутренний хаос в Fisker и решения Хенрика Фискера и его соучредителя, жены, финансового директора и главного операционного директора Гиты Гупта-Фискер, которые привели компанию к краху. Большинство из них рассказали о том, что недостаточная готовность была глубокой и пронизывала почти все подразделения компании.

Программное обеспечение, обеспечивающее работу внедорожника Ocean, было недоработано. Это привело к задержке запуска внедорожника и даже сорвало первую поставку в мае 2023 года, которую Fisker пришлось отменить и устранить неполадки вскоре после передачи автомобиля. Аналогичная ситуация произошла и с первыми поставками в США в июне 2023 года, когда внедорожник одного из членов совета директоров потерял питание вскоре после получения.

Компания отгрузила гораздо меньше внедорожников Ocean, чем планировала изначально. Даже после многократного снижения целевого показателя на 2023 год компания все еще пыталась достичь своих внутренних целей по продажам. Сотрудники отдела продаж рассказывали о том, что им приходилось неоднократно обзванивать потенциальных клиентов в надежде продать автомобиль, потому что новых заявок поступало очень мало. Другие сотрудники, даже работая в совершенно разных отделах, подключались к продаже автомобилей.

Многие клиенты, получившие свой Ocean, столкнулись с внезапной потерей мощности, проблемами с тормозной системой, неработающими брелоками, проблемными дверными ручками, которые могли временно заблокировать их в машине, а также глюками программного обеспечения. Национальная администрация безопасности дорожного движения даже начала четыре расследования в отношении Ocean.

Компания Fisker столкнулась с проблемой качества некоторых своих поставщиков, и сотрудники говорят, что она не создала надлежащее количество запасных частей. Это оказывало дополнительное давление на людей, ответственных за починку автомобилей при возникновении проблем, и в конечном итоге привело к тому, что компания брала детали не только с производственной линии Magna в Австрии, но и с собственного автомобиля Хенрика Фискера, хотя сам Фискер отрицает эти заявления.

Все это время сотрудники низшего и среднего звена делали все возможное, чтобы помочь медленно растущей клиентской базе. Один из владельцев рассказал, как сотрудник принял телефонный звонок на свой личный мобильный телефон, находясь на похоронах. Другие сотрудники рассказывали, как работники занимались делами компании, находясь в больнице. Многие работали ночами и в выходные — по крайней мере один сотрудник подал предполагаемый коллективный иск по этому вопросу.

Сама компания неоднократно признавала, что у нее не хватает персонала, чтобы справиться с наплывом запросов на обслуживание клиентов. В этом случае на помощь приходили сотрудники других отделов. Некоторые из них даже сегодня продолжают отвечать на звонки клиентов, несмотря на то что покинули Fisker несколько недель или месяцев назад.

Fisker не справилась и с обыденной, но серьезной работой публичной компании. В один момент она потеряла около $16 млн клиентских платежей благодаря нечеткой внутренней бухгалтерской практике. Компания неоднократно задерживала отчетность перед Комиссией по ценным бумагам и биржам. Такая задержка позволила одному из крупнейших кредиторов компании в последние месяцы взять бразды правления в свои руки.

Несмотря на все это, компания Fisker превозносит свою скорость выхода на рынок как достижение, поскольку она начинает процесс банкротства. «Fisker добилась невероятного прогресса с момента основания, выведя на рынок внедорожник Ocean вдвое быстрее, чем ожидалось в автоиндустрии», — заявил безымянный представитель компании в пресс-релизе о подаче заявления о банкротстве по главе 11.

Далее представитель компании заявил, что Fisker «столкнулась с различными рыночными и макроэкономическими факторами, которые повлияли на нашу способность эффективно работать». В какой-то степени это, конечно, правда, но в остальном нет никакого самоанализа по поводу огромного количества проблем, которые привели компанию к этому моменту.

Возможно, это станет известно в ходе процедуры, предусмотренной главой 11, в рамках которой компания пытается урегулировать свои долги (из которых, по ее утверждению, она должна от $100 до $500 млн) и разгрузить или иным образом реструктурировать свои активы (на общую сумму от $500 млн до $1 млрд).

Что будет дальше, зависит от того, как пройдут эти процедуры. Компания Fisker всегда придерживалась подхода, основанного на «малом количестве активов», подобно Apple, которая использовала Foxconn, чтобы помочь превратить iPhone в глобальный феномен. Проблема в том, что при небольшом объеме активов, естественно, приходится меньше занимать или продавать, когда дела идут плохо.

Компания Magna прекратила производство Ocean и ожидает, что в этом году ее доходы составят $400 млн. Неясно, насколько продвинулась компания Fisker в работе над своими будущими продуктами — электромобилем Pear EV стоимостью до $30 тыс. и пикапом Alaska. Инженерная фирма, которая совместно с Fisker разрабатывала эти автомобили, недавно подала на стартап в суд, поставив проекты под сомнение.

В своем пресс-релизе Fisker заявила, что продолжит сокращение операций, включая сохранение клиентских программ и выплату компенсаций необходимым поставщикам на постоянной основе. Другими словами, компания продолжит вести свою деятельность в минимальном режиме на случай, если найдется желающий купить активы, выставленные на продажу в рамках дела о банкротстве по главе 11.

Десять лет назад обанкротившаяся компания Fisker Automotive все же нашла покупателя. В итоге она превратилась в стартап, известный как Karma Automotive, который номинально существует и по сей день. В последнее время наблюдаются похожие результаты. Три других EV-стартапа, которые недавно подали заявления о банкротстве, — Lordstown Motors, Arrival и Electric Last Mile Solutions — смогли продать активы аналогичным компаниям в этой сфере.

В марте переговоры между компанией Fisker и крупным автопроизводителем Nissan о потенциальных инвестициях и сотрудничестве были прекращены, что поставило под угрозу отдельную попытку финансирования в ближайшем будущем. Fisker тогда сообщила, что автопроизводитель прекратил переговоры 22 марта.