Люди, с которыми мы находимся в постоянном контакте, например наши коллеги, оказывают гораздо более сильное влияние на то, какую пищу ― как здоровую, так и вредную ― мы выбираем. К такому выводу пришли исследователи из Общеклинической больницы штата Массачусетс ― одной из крупнейших клинических больниц в США, ― изучив поведение более 6 тыс. сотрудников разного пола и возраста. Исследование показало, что социальные связи влияют на пищевые привычки больше, чем считалось раньше.
«Мы обнаружили, что люди, как правило, склонны копировать выбор продуктов питания, который делают остальные участники их круга постоянного общения. Это может объяснить один из способов распространения ожирения через сеть социальных контактов», ― говорит Дуглас Леви, исследователь Института Монгана при Общеклинической больнице штата Массачусетс (MGH).
Предыдущие исследования, авторы которых пытались подтвердить связь социальных контактов и формирования модели пищевого поведения, были ограничены четко контролируемыми условиями ― ученые, как правило, исследовали очень узкие социальные группы и количество участников было небольшим, поэтому результаты нельзя было применить к реальным условиям.
Леви и соавторы работы, опубликованной в научном журнале Nature Human Behaviour, пошли дальше. В ходе своего исследования они изучили поведение более 6 тыс. сотрудников MGH разного возраста, которые находились в разном социально-экономическом положении. На протяжении двух лет ученые собирали данные о том, как люди питались в местной столовой.
Блюда, которые выбирали испытуемые, оценивались по шкале, где зеленый цвет соответствовал здоровым продуктам, желтый ― менее здоровым, и наконец красным обозначались вредные для здоровья продукты. Все сотрудники MGH использовали для оплаты блюд персональные удостоверения, поэтому исследователям было легко отследить кто, когда, сколько и что выбирал.
Также они анализировали интервалы между покупками разных людей, что позволило им сделать вывод о том, как часто обедали друг с другом одни и те же люди. Эти данные позволили составить сети социальных контактов и отследить их влияние на выбор блюд разными участниками.
Чтобы проверить получившуюся модель, исследователи опросили более 1 тыс. сотрудников, чтобы они подтвердили имена коллег, с которыми они чаще всего привыкли обедать.
В результате они составили уточненную модель, состоявшую из более чем 3 млн небольших групп и пар сотрудников, обедающих вместе. Модель показала, что покупки людей, которые ели вместе, как правило, чаще были похожи, чем различались. При этом выбор здоровой пищи влиял на остальных сильнее, чем выбор вредной.
Так почему же люди, которые находятся в пределах одной сети контактов и часто общаются друг с другом, склонны копировать пищевые привычки? Одно из объяснений ― желание быть похожим на окружение, чтобы завоевать доверие. «Люди могут изменить свое поведение, чтобы укрепить отношения с кем-то из своего социального круга», ― говорит Леви.
По словам исследователей, эти данные, подтверждающие влияние социальных связей на выбор питания, могут иметь более широкое значение для кампаний, направленных на профилактику ожирения и популяризацию здорового образа жизни.