С 2015 года рынок стрит-ретейла потерял более 3 тысяч объектов, которые в основном находились рядом с метро и необходимых ретейлерам проходных местах. Однако из-за благоустройства улиц, высоких ставок аренды и программы реновации бизнесу не удается вернуться на прежние места. О том, почему среди предпринимателей набирают популярность районные торговые центры, газете «Ведомости» рассказал коммерческий директор инвесткомпании Glincom Иван Татаринов.
На месте объектов у метро и в проходных местах должны создать благоустроенные зоны, где смогут разместить киоски с мороженым и печатью. Небольшие кафе, пекарни и мини-маркеты, а также точки продаж мобильных операторов вынуждены перебираться в места, где трафик существенно меньше. Это происходит из-за того, что арендаторы не могут конкурировать за небольшие помещения с высокой стоимостью аренды (от 50—70 тысяч рублей за кв. м в год) с федеральными сетями.
Малый бизнес пострадал и из-за программы «Моя улица». Так, в зоне благоустройства закрылось около 30% ресторанов и кафе. Операторы питания лишались до 50% выручки, а магазины выживали благодаря лояльной аудитории либо покидали центр Москвы.
Предпринимателям угрожает и реновация, в программу которой включено более 5 тысяч домов. По предварительной оценке Московской торгово-промышленной палаты, около 1,5 тысячи собственников лишатся помещений, а 400 арендаторам придется съехать. Татаринов отмечает, что помещения стрит-ретейла в старых пятиэтажках не считались престижными, но пользовались спросом среди служб быта, салонов красоты и продуктовых ретейлеров.
С 2016 года в Москве открылось шесть районных торговых центров. А в ближайшие несколько лет планируется запустить 39 новых ТЦ на месте бывших кинотеатров (проект ADG), открывая перед малым бизнесом возможности для размещения. Так, начинающие предприниматели из сегмента фэшн-ретейла смогут открыть собственную точку в общей зоне, вложив в нее 350—700 тысяч рублей. Формат временных ярмарок начали запускать, как в крупных ТЦ вроде «Авиапарка» и «Атриума», так и в небольших районных центрах: собственники готовы создать небольшие торговые точки.
Иван Татаринов
коммерческий директор Glincom
«В районных ТЦ арендаторы подбираются по принципу баланса и разнообразия. Оптимальное соотношение мелких частных и крупных якорных арендаторов, по нашему опыту, примерно 60 на 40. Якоря, как правило, представляют собой супермаркет FMCG (товары повседневного спроса), детский ритейл или развлечения, а также банки. Малые предприниматели обеспечивают ТЦ продажу товаров для дома, бытовые услуги и услуги красоты, а также общепит. Не допустить засилья мелких арендаторов и не дать им затеряться позволяют грамотное зонирование торговой зоны и четкие требования к оформлению торговых точек».
При этом снизилась разница в ставках аренды (до 2015 года малый бизнес платил на 20—30% дороже, чем сетевики). Ставка аренды в новом торговом центре для островной торговли сопоставима со ставками на помещения формата стрит-ретейл. Коммерческий директор Glincom отмечает, что сейчас возможно найти помещение на втором или третьем этаже районного ТЦ по ставке около 30 тысяч рублей за 1 кв. м в год.
Есть новость? Присылайте на news@incrussia.ru