Рубрики

О журнале

Напишите нам

Новости

Кейс Go-Jek: как создать сервис перевозки на мотоциклах стоимостью $5 млрд

Фото: iStock

Предприниматель Надим Макарим в 2010 году создал в Индонезии мотоциклетный аналог сервиса Uber. Сейчас компания превратилась в сервис стоимостью $5 млрд, который занимается доставкой еды и массажем на дому. О том, как Макарим создавал компанию, рассказала газета «Ведомости».


Макарим создал Go-Jek в 2010 году в рамках студенческой практики в бизнес-школе Гарварда. В Джакарте большое число извозчиков на мотоциклах, которые предлагают услуги такси, а также занимаются доставкой еды и посылок. Будущий основатель Go-Jek часто пользовался их услугами, однако в час пик ему не удавалось найти свободного извозчика, а перед оплатой нужно было торговаться с мотоциклистом.

Для запуска стартапа Макарим открыл в столице Индонезии колл-центр, создал фиксированный прейскурант на поездки и нанял 20 мотоциклистов, которые потом нанимали новых водителей. По словам предпринимателя, он рекламировал проект среди своих родственников и знакомых. Тогда проектом управляли его знакомые, а рост у компании был очень медленный.

В 2014 году на предпринимателя начали выходить инвесторы. В Индонезию вышли Uber и GrabTaxi. Тогда Макарим занимал должность директора по инновациям платежного сервиса Kartuku, однако ему удалось привлечь инвестиции от NSI Ventures, и предприниматель потребовал, чтобы управлявшие стартапом Тан и Ку вышли на полный рабочий день. Однако менеджеры отказались, и Макарим выкупил их акции. Финансовым директором Go-Jek стал Кевин Алуви из компании Zalora, в которой раньше работал Макарим.

Значительную часть успеха Go-Jek Надим Макарим объясняет правильным временем для выхода компании: стартап появился, когда пошла мода на sharing economy. Сейчас количество сервисов, которые предоставляет компания, приближается к 20. Так, Go-Jek доставляет еду из ресторанов, закупает товары в магазинах, продает билеты в кино, а также обеспечивает выезд на дом уборщиц, массажисток и мастеров салонов красоты.

В 2016 году Go-Jek запустил бренд онлайн-платежей Go-Pay, который в том же году привлек $550 млн от частных инвесторов. В декабре прошлого года Макарим пообещал, что в 2018 году он сфокусируется на расширении сервиса онлайн-платежей.

Go-Jek стал единорогом в 2016 году, когда компания привлекла средства на платежный сервис Go-Pay. В 2017 году компания Tencent вложила в Go-Jek $1,2 млрд (компанию оценили в $3 млрд). А в этом году проект привлек еще $1,2 млрд от ряда инвесторов, среди которых были компании Google, Temasek и Meituan-Dianping. В феврале 2018 года компанию оценивали в $5 млрд.

Надим Макарим родился в 1984 году в семье политического активиста Ноно Анвара. В старших классах Макарим учился в Сингапуре, а затем поступил в Брауновский университет в США. Вернувшись в Джакарту, будущий создатель Go-Jek начал работать в местном отделении McKinsey. В 2009 году он поступил в бизнес-школу Гарварда, а в 2010 году запустил в Джакарте стартап Go-Jek.

Еще до окончания бизнес-школы Гарварда (Макарим получил степень MBA в 2011 году) с Макаримом связался один из основателей бизнес-инкубатора Rocket Internet Оливер Самвер. Последнему нужен был человек для запуска стартапов, знакомый с рынком Индонезии. Макарима назначилии управляющим директором интернет-ретейлера Zalora Indonesia, который продавал одежду. Макарим также запускал компанию по продаже электроники Lazada Indonesia. Через год работы в Zalora предприниматель решил уйти из компании.

А в марте агентство Bloomberg сообщило, что сервис заказа такси Uber договорился о продаже бизнеса в Южной Азии компании Grab (сервис создан в 2012 году, компания работает в Индонезии, Сингапуре, на Филлипинах, а также в Малайзии, Вьетнаме и Камбодже).


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews

Поделиться