Объем теневого онлайн-рынка алкоголя в 2021 году вырос до 2,75 млрд рублей. Об этом в своем исследовании сообщает компания в сфере кибербезопасности Group-IB.
В 2020 и 2019 годах оборот этого рынка составлял 2,5 млрд руб., в 2018-м — 2,1 млрд руб., в 2017-м — 1,7 млрд руб.. Всего исследователи обнаружили около трех тыс. онлайн-ресурсов — сайтов, каналов в мессенджерах и групп в соцсетях, — торгующих спиртным в обход действующего законодательства.
Действия Роскомнадзора снизили число сайтов с такой продукцией: в 2018 году их было около 4 тыс., в 2019-м — уже 2500, в 2020-м и 2021-м — 2 тыс.. На этом фоне растет аудитория алкомагазинов в соцсетях и мессенджерах.
В исследовании Group-IB сказано, что главным алкомессенджером стал Telegram. Количество каналов, предлагающих покупку и доставку алкогольной продукции, за год выросло в 2,5 раза. Компания обнаружила около 130 каналов и 15 ботов, продающих на платформе алкоголь. Суммарное количество подписчиков таких ресурсов — около 750 тыс. В 2020 году, по оценке компании, их было 160 тыс..
«Эти цифры [объем черного рынка спиртного] могут быть лишь верхушкой айсберга по причине латентности теневого бизнеса», — говорит Андрей Бусаргин, замгендиректора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков.