Шведский ретейлер H&M, объявивший об окончательном уходе с российского рынка, не будет ликвидировать офис, отвечающий за бизнес в России, Белоруссии и Казахстане, сообщили Inc. в компании. Магазины в Казахстане продолжат работу, а временно закрытые в начале марта точки в Минске и Гродно откроются в ближайшее время.
О том, что подразделение, отвечающее за развитие бизнеса в России, Белоруссии и Казахстане, не будут ликвидировать, несмотря на уход компании с российского рынка, сотрудникам H&M объявили на онлайн-собраниях днем 18 июля. Об этом Inc. рассказал сотрудник, присутствовавший на такой встрече.
По его словам, об уходе компании из России большей части сотрудников рассказали уже после официального заявления от лица бренда. «Сначала было собрание менеджеров, потом для всех сотрудников. Каждый магазин и каждое подразделение проводили свое собрание. Нам директор нашего магазина сообщил, — делится сотрудник. — Все в печали и разочаровании, но все были готовы к этому, наверняка, после того, как многие компании ушли».
До этого в течение четырех месяцев с момента приостановки работы в России всем сотрудникам российского подразделения (около 6 тыс. человек) выплачивались полные зарплаты, периодически проводились онлайн-тренинги по их специальностям.
Сохранение бизнеса в Казахстане (там работает семь магазинов) и запуск в ближайшее время трех работавших до начала марта точек в Белоруссии Inc. подтвердила руководитель отдела коммуникаций компании Лана Яхонтова. «Мы продолжим наш бизнес в Казахстане и будем наблюдать, как лучше выстроить процессы на рынке после остановки бизнеса в России. Мы также временно откроем наши три магазина в Беларуси и будем следить за развитием ситуации», — сообщила Яхонтова.
В России H&M развивало ООО «Эйч энд Эм Хеннес Энд Мауриц», в Белоруссию бренд вышел в 2019 году и работал там от имени ООО «Эйч энд Эм Хэнэс Энд Маурыц Бел», в Казахстан — в 2017 году (ООО «Эйч энд Эм Хеннес Энд Мауриц Казахстан»). Гендиректором объединенного российско-белорусско-казахстанского подразделения был Саэд Эль-Ашкар. Выручка российского юрлица за 2021 год, по данным СПАРК, составила 71, 5 млрд руб., прибыль — 6,9 млрд руб.
Планирует ли компания вернуться на российский рынок после завершения «спецоперации» России в Украине и в случае улучшения геополитической обстановки, в H&M не ответили. По словам Дарьи Невской, партнера в юридической компании FTL Advisers Ltd., сохранение объединенного офиса не повлияет на возможность возвращения бренда в страну. «Если у российского юрлица останется право на использование бренда и договоры поставок, то можно будет повторно не заключать договор с головной компанией — это единственный бонус сохранения офиса в этом случае. Нанимать сотрудников и заключать договоры аренды все равно придется заново», — комментирует юрист.
Ключевое значение для оценки перспектив возвращения H&M в Россию будет иметь не расположение офисов, а юридическая схема, по которой H&M оставляет бизнес в России, говорит Сергей Учитель, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper. По его словам, возможны два вероятных сценария: когда компания окончательно покидает рынок и ликвидирует российское юридическое лицо или продает свою долю, часто с так называемым опционом на возврат, который дает возможность в течение определенного времени при определенных условиях компании-продавцу выкупить обратно свою долю. «Аналогичная сделка по сообщениям из публичных источников была заключена при уходе MCDonalds c российского рынка», — отмечает Учитель. Кроме того, на судьбу российской компании H&M повлияет то, кому будет принадлежать товарный знак в России и включат ли товары бренда в список разрешенных к параллельному импорту.
О последнем рабочем дне сотрудников в России предупредят за 30 дней, всем, кто до момента официального сокращения останется в компании, выплатят компенсационный пакет, добавила Яхонтова. Его размер будет определяться по итогам индивидуальной беседы. Собеседник Inc. из числа сотрудников H&M утверждает, что при сокращениях «пообещали хорошие условия для сотрудников», но суммы, названные на собрании, не раскрыл.
Узнайте больше
Днем 18 июля H&M Group заявила, что полностью покидает российский рынок. Компания оценила ситуацию и посчитала, что продолжать работу в стране невозможно. В конце июня H&M сообщала, что приостановка деятельности в России, Белоруссии и на Украине обошлась компании в 228 млн шведских крон ($22,7 млн).
В ближайшее время все российские магазины H&M откроются для распродажи остатков товаров. Сначала «РИА Новости» сообщили о старте распродаж 1 августа, но затем пресс-служба компании опроверла эту информацию. Собеседник Inc. из числа сотрудников компании говорил, что распродажи стартуют в разное время и будут проходить только офлайн. «Сейчас технически ни один магазин не может открыться. Везде нужны подготовительные работы. И везде они займут разное время», — добавил он. Сколько точно продлятся распродажи, официально не сообщается, собеседник Inc. утверждает, что это будет «период не меньше месяца».
H&M Group вышла на российский рынок в 2009 году. Кроме одноименной марки, она развивает бренды COS, Monki, Weekday и другие. Финальные распродажи пройдут также и в магазинах этих брендов.