Гостиничный бизнес в России пережил худший год в истории наблюдений, пишет «Коммерсант» со ссылкой на исследование консалтинговой компании JLL. В Москве и Санкт-Петербурге загрузка отелей сократилась в 1,5 раза, доходность — более чем на 60%.
Средняя загрузка отелей Москвы по итогам 2020 года составила 37,9%, сократившись на 51% относительно показателя 2019 года. В Санкт-Петербурге ситуация оказалась ещё хуже — средняя загрузка сократилась на 57%, составив 29%.
Похожие данные приводят и другие консалтинговые компании. По оценкам Cushman & Wakefield, в Москве по итогам прошлого года средняя загрузка отелей составила 38,5%, в Петербурге — 30,1%. В CBRE среднюю загрузку отелей Москвы в 2020 году оценивают в 37%, Петербурга — в 29%.
По подсчётам JLL, в Москве в 2020 году RevPAR (доходность на номер) сократилось на 63% относительно прошлого года, до 2,08 тыс. руб., в Петербурге — на 69%, до 1,4 тыс. руб. Консультанты CBRE оценивают среднее значение RevPAR в Москве в 2,5 тыс. руб. за номер, в Петербурге — в 1,7 тыс. руб.
Падение RevPAR также связано со снижением стоимости размещения. По оценкам JLL, средневзвешенный тариф для брендированных отелей в Москве по итогам 2020 года составил 6,5 тыс. руб. за ночь, в Петербурге — 5,7 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом показатели сократились на 12% и 27% соответственно.
В Cushman & Wakefield падение средней стоимости номера в Москве в 2020 году оценивают в 23,2%, до 5,2 тыс. руб. за ночь, в Петербурге — в 30,9%, до 4,9 тыс. руб.
Больше всего пострадал сегмент люксовых отелей, которые были заполнены только на 20—22%. «Высокобюджетные деловые туристы откладывают свои поездки на неопределённый срок и переориентировались на курортные объекты и частные виллы», — сказала изданию руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова.
Партнёр Cushman & Wakefield Марина Усенко предупреждает, что для отельеров Москвы и Петербурга первая половина 2021 года тоже будет сложной. По её словам, массовые международные поездки не восстановятся до начала лета.
Консультанты JLL считают, что зарубежные туристы вернутся в Россию не раньше четвёртого квартала 2021 года. Они добавляют, что спрос восстановится до докризисного уровня только через 12—18 месяцев. При этом стоимость размещения будет расти медленнее и на возвращение значений RevPAR к показателям 2019 года может понадобиться 3—4 года.