Новости Эксклюзив

ИИ, личная эффективность и цифровые навыки: чему и как учат сотрудников в 2024-2025 годах

В 2025 году корпоративное обучение в России переживает заметную трансформацию. По данным совместного исследования Академии бизнеса Б1, рейтингового агентства «Эксперт РА» и hh.ru, более 50% компаний планируют увеличить инвестиции в развитие сотрудников. В фокусе — гибкие форматы, цифровые навыки и активное внедрение искусственного интеллекта. Подробности — в распоряжении «Инка».

Исследование проводилось в феврале-апреле 2025 года, в нем приняли участие 204 респондента. Опрос охватил как крупный бизнес, так и представителей МСБ. Аналитики выяснили, что в 2024 году большинство организаций нарастили инвестиции в образование персонала или сохранили прежние объемы (примерно 23%). Чаще всего увеличение не превышало 20%, что свидетельствует о стабильном внимании к профессиональному развитию кадров. Особенно это актуально на фоне кадрового дефицита, необходимости готовить команды к выполнению перспективных планов развития и цифровизации процессов.

Именно ИИ стал главной «восходящей звездой» в обучении: интерес к нему вырос стремительно, а 51% работодателей считают его приоритетным направлением на ближайшие годы. Уже сейчас ИИ используют для решения задач — от генерации контента до анализа отзывов и персонализации обучения, хотя пока чаще как вспомогательный, а не стратегический инструмент.

Тем временем работодатели отходят от формальных признаков вроде дипломов и стажа и все чаще ориентируются на реальные навыки. Компании переосмысливают учебные форматы: растет популярность вебинаров, видеокурсов и микрообучения. А офлайн-обучение становится форматом «для избранных» — его чаще оставляют для топов и ключевых команд.

Смотрим в будущее

Востребованность ИИ простирается и на будущее. Так, 60% опрошенных считают, что именно такие компетенции станут критически важными для специалистов в различных отраслях. На втором месте расположились навыки цифровой трансформации (37%), что подчеркивает продолжающуюся технологическую революцию в бизнесе. Хотя пока что нейросети чаще применяются как вспомогательные средства: для генерации обучающих материалов, автоматизации рутинных задач, персонализации треков и анализа обратной связи, однако работодатели надеются, что с развитием ИИ сможет стать полноценным членом команды

В топ-5 наиболее перспективных направлений также вошли управление проектами (35%), управление инновациями (33%) и стратегический менеджмент (32%). Эксперты отмечают, что современные компании все больше нуждаются в сотрудниках, способных не только работать с новыми технологиями, но и эффективно внедрять изменения в организациях.

Среди других важных компетенций выделяются управление эффективностью бизнеса (31%), управление рисками (30%) и навыки работы с большими данными (28%). Интересно, что традиционные управленческие функции, такие как финансовый менеджмент, оказались в конце списка с результатом всего 10%, что свидетельствует о смещении приоритетов в сторону технологических и инновационных компетенций.

Что касается новых форматов обучения, то в ближайшие 2−3 года респонденты ожидают значительного роста популярности встреч с экспертами (35%) и вебинаров (31%), что отражает потребность в живом общении и обмене опытом. Одновременно сохранится спрос на онлайн-обучение — e-learning останется востребованным для 29% компаний. При этом видеокурсы (22%) и деловые игры (21%) демонстрируют устойчивый интерес, в то время как традиционные форматы вроде индивидуального коучинга (11%) и аудиподкастов (4%) показывают минимальные перспективы роста. Особенно заметно снижение интереса к новомодным решениям — чат-боты упадут до 9%, а тимбилдинги и тематические клубы сократятся до 7% и 5% соответственно.

Сложности и вызовы

Среди новых вызовов L& D-функции — нехватка мотивации сотрудников, запрос на индивидуальные траектории и потребность в цифровых и адаптивных навыках. Компании ждут от обучения не просто повышения квалификации, а ощутимой отдачи: повышения продуктивности, снижения текучести, улучшения внутренней коммуникации и готовности к работе с ИИ. При этом барьеры по-прежнему серьезны: нехватка времени, бюджетов и стратегического внимания со стороны руководителей.

Несмотря на это, каждый пятый респондент (22%) считает необходимым внедрять индивидуальные траектории развития для сотрудников, а 47% выступают за организацию наставничества на рабочем месте.

Кроме того, исследование выявило критические проблемы в работе с сотрудниками до 25 лет: 56% таких работников показывают слабую мотивацию к стандартным методам обучения, а 55% испытывают трудности с концентрацией внимания. А 42% требуют быстрых результатов, что создает дополнительные вызовы для HR-подразделений.

Компании адаптируются к особенностям молодого поколения, внедряя новые подходы к обучению. Наиболее популярными решениями стали короткие форматы обучения — микрообучение и квизы (61%), а также практико-ориентированные методы с реальными кейсами и стажировками (55%). Активно используются геймификация с рейтингами и ролевыми играми (45%), социальные инструменты обучения через чаты и форумы (42%), а также визуализация материалов через инфографику и анимацию (40%). Цифровые технологии, включая AR/VR и мобильное обучение, применяют 35% организаций.

Мнения экспертов

Существенная проблема, с которой сталкиваются компании в сфере корпоративного обучения, — снижение вовлеченности сотрудников и необходимость индивидуального подхода. Марина Дорохова, руководитель направления «Навыки и карьера» hh.ru, подчеркивает, что дефицит навыков — ключевая проблема рынка труда: «Наиболее ярко это проявляется в ИТ-индустрии, где компании с трудом находят подходящих по навыкам специалистов несмотря на большое количество заинтересованных соискателей».

Она добавила, что компании все чаще оценивают сотрудников по реальным умениям, а не по диплому или стажу: «Навыкоцентричный подход помогает сфокусироваться на том, что человек реально умеет делать здесь и сейчас. Такой подход упрощает подбор, снижает затраты и позволяет качественно выстраивать внутреннюю систему развития».

В свою очередь партнер и генеральный директор Академии бизнеса Б1 Татьяна Суслова обратила внимание, что ИИ пока воспринимается скорее как вспомогательный инструмент для упрощения рутинных задач и почти не считается стратегическим ресурсом для повышения эффективности функции. По мнению респондентов, это связано с низкой цифровой зрелостью компаний, нехваткой экспертизы и сценариев внедрения, добавила эксперт.